Не могу учиться

a:2:{s:4:"TEXT";s:98:"Раньше в школах учились просто двоечники и хулиганы, а теперь оказывается, что у них есть диагноз.";s:4:"TYPE";s:4:"text";}

Помнится, одной московской маме, долго, много и безрезультатно ругавшей своего ребёнка за невнимательность, забывчивость и ошибки при письме, я заметила, что, возможно, у него просто нарушена способность к обучению. Тогда она возмутилась: «Что он, шизофреник, что ли?!» Мне стало грустно, и я от души посочувствовала обоим: и ребёнку, от которого требуют невозможного,  и маме, которая тщетно пытается сделать своего ребёнка успешным.

Давайте  попробуем поставить все на свои места. Понятие «нарушение способности к обучению» появилось в американской психологической и медицинской литературе в 60-х годах XX века, в России этот термин ещё не получил широкого распространения. Нарушение способности к обучению – это не психическое заболевание и не умственная отсталость, это нарушение некоторых аспектов интеллектуальной деятельности, препятствующее процессу обучения. Обычно оно проявляется в стойком отставании в одной или нескольких областях  знаний при наличии нормального (а иногда даже высокого) интеллекта. Ученые отмечают, что это свойственно 10–20% современных детей.  Хочу отметить, что ребёнок не глуп – он нормален, а иногда и талантлив. Достаточно сказать, что этим нарушением страдали Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс и многие другие выдающиеся люди.

О нарушении способности к обу­чению говорят в том случае, когда уровень интеллектуального развития ребёнка нормальный, но  существует неравномерность в выполнении им различных интеллектуальных задач. Приведём несколько примеров.

Наташа – талантливая спортсменка, чемпионка края по художественной гимнастике, отлично танцует. Одна беда – читать не умеет. То есть нельзя сказать, что совсем не умеет – но читает медленно, а понимает прочитанный текст с третьего-четвертого  раза, и то не всегда точно.

Миша  на уроке не может организовать своё рабочее место, не работает с учебниками, не пишет в тетради, большую часть урока смотрит в окно. Его интересы ограничиваются историей Древней Греции; в этой области он специалист, много читает об этом и может часами рассказывать о своём увлечении одноклассникам.

Вася считает себя пропащим. Он усваивает всё, что видит по телевизору, много читает, но когда складывает 565 и 141, получает 10651. Когда ему указывают на ошибку,  он не понимает, в чём она состоит.            

На первый взгляд эти случаи различаются между собой. Но есть то, что их объединяет: у каждого из этих детей есть успехи в одной области и отставание в другой. Для того чтобы усвоить знания, каждый из них должен приложить значительные усилия. В первом случае существуют нарушения в области чтения. Здесь можно говорить о дислексии, неспособности быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Во втором случае ребёнок страдает расстройством внимания, сопровождаемым гиперактивностью – у него есть трудности в восприятии и адекватной систематизации информации. Именно поэтому дети с подобным диагнозом воспринимают мир иначе, чем мы, и им особенно сложно в школьной формальной обстановке. В третьем случае мы наблюдаем дискалькулию – затруднение в понимании математических действий.

Специалисты не могут определённо сказать, чем вызваны эти проблемы; ясно, однако, что они имеют неврологические корни. Положение осложняется тем, что трудности в обучении неизбежно приводят к эмоциональным проблемам, снижению самооценки, возникновению неуверенности в своих силах. Важно и другое: во всех этих случаях ребёнок не успевает в школе не потому, что ленив, небрежен и не хочет учиться – нет, он просто не может по-другому. Он знает все правила, но делает ошибки. Он не хочет мешать на уроке, но его нервная система организована таким образом, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Означает ли это, что с такими трудностями ничего нельзя поделать? Наш ответ: нет, ни в коей мере не означает. Однако, чтобы работать над проблемой, нужно сначала обратить на неё внимание, понять, что она существует. Именно поэтому важно обратиться к специалисту (психологу, невропатологу). Какие же признаки должны насторожить нас в поведении ребёнка старше пяти лет? В этом возрасте малыш должен распознавать отдельные буквы и слоги, знать, что слово «доктор» начинается на «д» и кончается на «р», что «кошка у окошка» – это рифма, что в слове «корова» три слога. Если нет, то, может быть, стоит поговорить об этом с воспитателем или психологом детского сада.

Проанализируйте, существуют ли у ребёнка проблемы поведения? Они зачастую возникают из-за боязни не справиться с ситуацией. От бессилия он становится агрессивным. Страх перед чтением вслух заставляет его избегать книг. Нес­по­соб­ность к 10 прибавить 10 объясняется иногда закрепившимися ложными навыками – малыш получает в результате 200, потому что 1+1=2, и еще есть два нуля. То же происходит и с чтением, если он читает автоматически и не улавливает смысл. Возникает замкнутый круг: трудности в обучении – страх неудачи – проблемы поведения – возникновение пробелов в усвоении учебного материала.

Как этот круг разорвать? Об­ра­тить­ся к сильным сторонам ребёнка, помочь ему поверить в себя. Уве­рен­ность в себе поведёт к успехам в тех областях, в которых он силён. Че­ло­век, который верит в себя и развивает свои сильные стороны, чувствует себя защищённым и сможет добиться успеха в жизни. Кто может помочь ему в этом? Родители и учителя. Прежде всего родителям стоит обратиться к педагогу (воспитателю в детском саду, учителю, школьному психологу) и выяснить, что ребёнку даётся трудно, а что легко, чем он любит заниматься, а чего избегает. Возможно, понадобится помощь специалиста по  сенсорным и моторным проблемам, логопеда,  психотерапевта.

Кроме психологической диагностики, направленной на проверку процессов и схем мышления, полезным  может быть и дидактическое тестирование. Дидактическая диагностика указывает на трудности в обучении и осуществляет  поиск решения этой проблемы. Два этих вида тестирования дополняют друг друга. Цель их состоит в том, чтобы помочь детям учиться, дать им стратегии, позволяющие  опираться на сильные стороны интеллекта и обходить трудности. Обращение к невропатологу или детскому психиатру необходимо в том случае, если  ребёнок страдает нарушениями внимания и гиперактивностью: врач может назначить лекарство, а сегодня мы знаем, что лекарственная помощь может быть действенной.

Что делать родителям, чтобы у ребёнка появился интерес к учебе? Прежде всего, убедите его, что вы на его стороне, что вы понимаете, как ему трудно, и поддерживаете его. Помогите ему найти занятие, которое не вызывает у него страха  и позволяет чувствовать себя успешным (спорт, игра на музыкальном инструменте и так далее).

Что ещё?

• поменьше критики и побольше похвалы.

• настаивайте на неукоснительном соблюдении режима дня. Если планы меняются, надо подготовить ребёнка к этим изменениям заранее.

• тренируйте у него гибкость мышления, побуждайте его сочинять рассказы,  принимать нестандартные решения.

• разговаривайте с ребёнком о его чувствах, используя понятия «любовь», «ненависть», «зависть», «стыд», «злость».

• анализируйте  вместе с ним ситуации из школьной жизни, старайтесь  при этом не давать советов в категорической форме.

Ребёнок с синдромом нарушения способности к обучению – особенный, он живёт на планете, которая нам незнакома. Но если мы, находясь  рядом, попытаемся понять его,  –  тогда все трудности преодолимы!

Любовь Мошинская
психотерапевт



Назад в раздел

Чиитать на эту тему