Учитель, друг, защитник, талисман

a:2:{s:4:"TEXT";s:216:"Почему малыш играет сломанным солдатиком, забросив шикарный самосвал? Попробуйте вынести свои знания за скобки, взгляните на игрушку глазами ребёнка. И тогда окажется, что без этой невзрачной вещицы просто не жизнь.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

«Мне это нравится»

Куклы Барби, биониклы, телепузики, покемоны, мультсериалы, многочисленные компьютерные «стрелялки» – их популярность в детской среде вызывает недоумение у родителей. Само по себе лавинообразное расширение репертуара игровой продукции отражает динамизм нашей жизни, стимулирует и готовит мозг ребёнка к восприятию быстро меняющейся реальности. 
Исследования младенцев убеждают: человеку для оптимального функционирования необходим некоторый уровень возбуждения мозга, и дети самого раннего возраста ищут подходящей стимуляции, которая вызывала бы это возбуждение. Соот­ветствующая стимуляция необходима ребёнку для ощущения витальности – «живости», собственной активности, для хорошего настроения, бодрости. Витальность не подвластна контролю со стороны сознания, ибо имеет дело с глубокими неосознаваемыми эмоциями. Из-за отсутствия в детском возрасте достаточного количества ярких эмоций у человека блокируется интерес к жизни, растёт внутренний протест – «я не соглашаюсь на жизнь и на то, что она мне предлагает». Жизнь, в которой человеку не удаётся пережить ощущение «нравится», в которой мало источников радости, стремительно несёт человека к депрессии.
По опыту практической работы в качестве детского психотерапевта скажу: мощный скачок в развитии ребёнка происходит в том случае, если он находит предмет, способный будить новые желания, эмоции, мечты и фантазии. Приведём описание встречи мальчика с игрушкой, определившей его судьбу:
«Мне было четыре с половиной года... Я увидел модель самолёта, парившую над куполом автомобильного павильона на ярмарке в нашем штате... Мать силком увела меня из павильона, и даже карусель, «чёртово колесо» и скаковых лошадей я «проглотил» в тот день невнимательно. Я изображал губами шмелиный гул самолёта, раскинув руки, показывал его броски и плавное, кругами, парение. С того дня я забросил фургоны и автомобили... Я строил бипланы: дощечки шли на крылья, коробочка годилась для фюзеляжа, из щепки получался руль... Я лежал в траве, глазел в небо и в каждой пролетавшей птице видел парящий самолет... Я хотел самолёт больше всего на свете...»
(Р. Эллисон «Лечу домой», 1985)
Самолёт оказался вещью, персонально окрашенной, способной «оп­ред­метить» потребности мальчика. Игрушка стала образом, впечатлением, неизгладимым на всю жизнь. Такова особенность детства, когда мир впервые открывается перед человеком. На взрослых лежит огромная ответственность за то, с какой стороны он для него откроется. 
Недостаток предметов, которые дают ощущение витальности, ведёт к увлечению эрзацами. При­ме­чательная особенность эрзац-продуктов – они не развивают какое-то специальное «нравится» ребёнка, их цель – вызвать временное переживание удовольствия. Эрзацы вызывают психологическую зависимость и чувство опустошения. При­веду характерный пример: 
Любимым увлечением 10-летнего мальчика были игровые автоматы. У него дома хранилось огромное количество игрушек, полученных в качестве выигрыша в игровых автоматах. Стоило только получить приз, как ребёнок тут же терял к нему всякий интерес. Осо­бенностью мальчика также было то, что он не мог придумывать самостоятельных сюжетов для игр, а предпочитал компьютерные, с готовыми сценариями. 

На любой вкус

Каждый взрослый, если он имеет дело с детьми, сталкивается с необходимостью оценить, насколько хороша та или иная игрушка. «Хорошая» игрушка отличается от «плохой» тем, что хорошо выполняет свою психологическую функцию, не привнося в контакт с ребёнком ничего лишнего, избыточного или сомнительного. Какими бывают игрушки? 

Защитники-успокоители. К их числу относятся большие плюшевые медведи, добрые львы, мягкие тигры, большие собаки и даже плюшевые крокодилы. Их можно обнять, прижаться к ним; всем своим обликом и позой они излучают спокойствие, силу, уверенность и, как взрослые, дают опору и защиту.
Утешители. Ими могут быть как игрушки-защитники, так и мягкие большие игрушки с внимательным, дружелюбным и заботливым выражением. Зайцы, тюлени, плюшевые коровы, собачки, внимательные бобры и белки – ребёнок чувствует, что они принимают и понимают его, сочувствуют ему, они – не взрослые, не большие, они – такие же, как и он.
Игрушки, с помощью которых ребёнок примеряет новые роли, узнаёт себя через то, кем он себя представляет. Это принцессы, куклы Барби, сильные герои (Че­ло­век-паук, Бэтмен, супермен, разбойник). Пытаясь вчувствоваться в присущие этим персонажам качества, ребёнок задаёт себе вопросы: «Как это мне?», «Моё – не моё?», экспериментирует с поведением. Де­вочка, которая впервые играет с настоящей Барби, открывает в себе женское обаяние. Примерно так же ощущает себя женщина, купившая красивое платье от дорогого модельера. Мальчик, несущийся с раскинутыми руками в костюме Бэтмена, вероятно, испытывает те же чувства, что и лётчик, входящий в крутой вираж. 
«Голыши» и «пупсики» помогают маленькому человеку почувствовать себя заботливым взрослым, компетентным и сильным. Психо­логи­ческая функция этих игрушек состоит в том, чтобы дать ребёнку пережить в чистом виде чувство заботы о другом и испытать первый опыт сопереживания. 
Сувениры и талисманы. Как правило, это маленькие выразительные игрушки, подаренные любящим и понимающим взрослым или выменянные у друга – ангелок, кристалл, шарик, камушек. 
Игрушки, помогающие усвоить и переработать социальный опыт. Это мелкие куклы, представляющие семью, солдатики, ролевые персонажи (милиционер, водители транспорта, врач, продавец, футболисты), а также предметы, помогающие ребёнку войти в ту или иную социальную роль – игрушечные посуда, транспорт, мебель, предметы кухонного обихода. Сюда же относятся и различного рода конструкторы: кроме своей прямой цели – тренировать внимание и пространственное мышление, развивать моторику рук – они имитируют сюжеты из социальной жизни.
Игрушки-однодневки, игрушечный мусор. Они затем и придуманы взрослыми, чтобы на время занять ребёнка, переключить его внимание. Это механические пластмассовые игрушки, которые легко ломаются, заводные, стереотипные мягкие игрушки, подобные тем, которые кучами навалены в детских игровых автоматах. Эти вещицы трудно полюбить, они развивают в ребёнке потребность в приобретении нового. 
Игрушки для коллекционирования. К ним относятся, например, фарфоровые куклы, в которые нельзя играть, потому что они легко бьются; модели машинок, игрушки из киндер-сюрпризов, серийные игрушки, ставшие частью личной коллекции. В них нельзя играть, но ими интересно обладать, их интересно систематизировать, осваивать основы классификации.
Агрессивные игрушки. Это иг­рушки-страшилки (они дарят удовольствие от испуга окружающих), игрушечное оружие и доспехи, отрицательные персонажи и полиция. Фигурки монстров, киберов, вампиров, преступников, злые и жестокие игрушки, хищные животные, разного рода чудовища – все эти игрушки символизируют собой негативные чувства. Играя с зубастым волком, крокодилом и Бабой Ягой, можно открыто демонстрировать агрессию, не опасаясь наказания. Такие иг­рушки сталкивают ребёнка с последствиями его агрессивных действий и при посредничестве взрослого учат социально одобряемым способам исправлять содеянное, уяснять себе, где можно следовать разрушительному импульсу, а где его необходимо сдерживать. Однако нужно помнить, что у ребёнка процессы критической оценки пока ещё не вполне развиты. Поэтому в такого рода игрушки лучше играть при участии взрослого. 
Насколько агрессивные игрушки опасны для психологического здоровья ребёнка? Мне кажется, намного опаснее для него нарушение эмоциональных связей с близким взрослым. Если ребёнок живёт в стабильной семье, которая придерживается адекватной системы ценностей, контролирует «приём» информации и помогает в ней разобраться, то полученные извне впечатления не оказывают значительного влияния на преобладающие чувства, установки, способы поведения ребёнка. 
Сегодня родители готовы выкладывать деньги на приобретение всё новых и новых игр и игрушек вместо того, чтобы уделить детям единственное, в чём они нуждаются более всего, – собственное время и внимание. 


Альбина Локтионова
детский, семейный психотерапевт, директор института интегративной детской психотерапии



Назад в раздел