Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

  

Константин Паустовский.  Без купюр

К 125-летию со дня рождения писателя


С 14 декабря  2017 до 4 февраля 2018 года 

в Выставочных залах ГМП

ул. Арбат, 55/32, вход с Денежного переулка (ст.м. «Смоленская»)

Открытие – 14 декабря,  в 18.00


рис2.jpg

 

Один из признанных классиков русской и советской литературы Константин  Георгиевич Паустовский был еще и одним из самых честных и бескомпромиссных писателей своего времени. Ни разу не погрешив против совести, он смог сохранить репутацию абсолютно порядочного человека и литератора даже в самый тяжелый период сталинского тоталитаризма.  Во времена, абсолютного культа «вождя народов», Паустовский «сумел» не написать о нем ни слова. Находясь в гуще литературных событий, он не совершил никакого безнравственного или хотя бы этически сомнительного поступка, не подписал ни одного письма или доноса, клеймящего кого-нибудь, и даже не вступил в коммунистическую партию! При этом, как и всех советских писателей, его творчество, всегда было под надзором цензуры. 

Выставочный проект, приуроченный к юбилею писателя, представляет широкому кругу зрителей и читателей «неизвестного» Паустовского. Эту главную свою задачу авторы решают на основе редких архивных документов и последних научных исследований.

Выставка рассказывает о том, что не только высокохудожественная проза принесла Паустовскому небывалую популярность и читательскую любовь, но и его благородная и независимая личностная позиция, его деятельность, направленная на возвращение советскому читателю имён, составляющих сокровищницу русской литературы, но находящихся под запретом или в вынужденном забвении. Среди них –  Александр Грин, Иван Бунин, Михаил Булгаков, Марина Цветаева.

Центральными экспонатами выставки станут неизвестные главы и авторские версии  глав (без цензорских и редакторских купюр)  последней части известной автобиографической «Повести о жизни» Константина Паустовского –  «Книги скитаний» (1963).

В своей автобиографической повести Константин Паустовский серьёзно размышляет о судьбе русской литературы и о трагических судьбах собратьев по перу, среди которых Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Андрей Платонов, Борис Пильняк, Исаак Бабель, Осип Мандельштам.  Ее первоначальное авторское название «На медленном огне» в свое время не было одобрено цензурой. Серьезной цензорской «чистке» подверглось и само произведение. В результате, не только у писателя, но и у читателя была, по сути, отняли большую часть текста, не только имеющего бесспорную художественную ценность, но и способного рассказать самое главное о взглядах писателя на современность.

 «На медленном огне»...  Этим названием Паустовский хотел выразить драматизм реальности, в которой он находился.  Неизвестные факты творческой биографии писателя позволяют по-новому посмотреть на его личность и судьбу, вырисовывают особый драматический конфликт между Художником и действительностью. Конфликт  этот является не столь явным и трагическим, каким он был у ряда представителей его поколения литераторов, но вполне очевидным и болезненным.

Этот конфликт составляет основу концепции выставочного проекта «Константин Паустовский. Без купюр» и является вектором в актуальном осмыслении  личности К.Г. Паустовского в культурно-историческом контексте ХХ века.

Авторские версии глав «Повести о жизни» и другие неизвестные широкой публике документы: рукописи, дневники, письма, свидетельства современников по-новому раскрывают личность и творческую судьбу  К.Г. Паустовского,  во многом сближая его с поколением тех, чьи взгляды в официальных кругах правящей советской элиты были названы диссидентством. 

Особый интерес для раскрытия основных тем выставки представляют подлинные фотографии, рукописи, прижизненные издания и личные вещи Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Михаила Булгакова; письма Константину Паустовскому его знаменитых современников: Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Александра Таирова, Константина Федина, Ильи Эренбурга, Аркадия Гайдара и многих других; критические отзывы Юрия Олеши и Андрея Платонова на произведения Константина Паустовского.

На выставке экспонируются графика Максимилиана Волошина и Оскара Рабина, живописные полотна Кирилла Зданевича, Бориса Свешникова, Алексея Паустовского, работы известных иллюстраторов Сергея Чехова, Файтеля Мулляра, Владимира Милашевского, Константина Кузнецова, Валерия Щеглова.

Впервые вниманию зрителей будут представлены документы из уникальной коллекции, приобретённой в фонды Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского Правительством Москвы в год празднования 125-летия со дня рождения писателя, среди которых особую ценность имеет открытка, адресованная Константину Паустовскому Иваном Буниным. 


Партнерами Московского литературного музея-центра К.Г. Паустовского в выставочном проекте «Константин Паустовский. Без купюр» выступили: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей), Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Российский государственный архив литературы и искусства, Российская государственная библиотека, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный музей В. В. Маяковского, Дом-музей Марины Цветаевой, Московский государственный музей С. А. Есенина, Музей М. А. Булгакова 

 

Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского

www.mirpaustowskogo.ru

www.facebook.com/museum.paustovsky

www.instagram.com/mirpaustowskogo

8-499-1727791, 8-903-2173146 (Анжелика Дормидонтова, директор музея)

mlmc-kgp@mail.ru

 

Выставка  "Паустовский. Без купюр" (6+)

с 14 декабря 2017 года до 4 февраля 2018 года в Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина

Арбат, 55/32 (вход со стороны Денежного переулка), тел.: 8-499-2417899

Режим работы: вт-вс 10:00-18:00; чтв 12:00-21:00

Стоимость билета: 150 / 100 (полный / льготный) рублей




Петербургский художник Василий Садовников      

Из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга

 

С 12 декабря  2017 до 11 марта  2018 г. 

в Государственном музее А.С. Пушкина

ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м. «Кропоткинская»)

Открытие – 12 декабря,  в 15.00 

Пресс-показ – в 14.30


рисунок1.jpg


Кураторскую экскурсию для СМИ проведет один из авторов выставки, научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, хранитель фонда графики истории города - Галина Борисовна Васильева.

В выставочных залах Музея А. С. Пушкина открывается первая монографическая выставка рисунков и литографий известного художника пушкинской эпохи, Василия Семеновича Садовникова (1800-1879).

Около 100 работ художника, в том числе, малоизвестных широкому зрительскому кругу,  привозят в Москву из северной столицы, из Музея истории Санкт-Петербурга, в собрании которого хранится значительная часть художественного наследия В.С. Садовникова (что вполне оправданно, ведь большинство его работ – это виды Петербурга и окрестностей).

О жизни художника известно немного.  До 1838 года, будучи уже известным в столице художником, он оставался крепостным крестьянином княгини Н.П. Голицыной. Освободил семью Садовниковых, уже после смерти княгини, ее сын, князь Д.В. Голицын.  Василий Садовников не получил систематического образования, о чем писал в 1838 г. в своем прошении в Совет Академии художеств о присвоении ему звания неклассного художника, отметив, что занимался перспективной живописью «сам собою».

На выставке будет представлена знаменитая «Панорама Невского проспекта 1830-х годов», над полотном которой Василий Садовников работал целых пять лет, с 1800 по 1835 год. Современники  художника не могли не признать уникальность этого удивительного по тщательности исполнения и достоверности акварельного произведения. Садовников изобразил обе стороны Невского проспекта – буквально каждый дом от Адмиралтейства и до Аничкова моста; торговые лавки и различные заведения и, размещавшиеся в этих домах;  жителей города, гуляющих по проспекту. Запечатлел художник среди гуляющих и многих известных в то время горожан.  Так, например,  на фоне Голландской церкви, изображен А.С. Пушкин, в цилиндре и с тросточкой.  Быть может, он только что вышел из дома, где размещалась первая постоянная публичная выставка русских художников, и где Андрей Прево показывал публике и успешно продавал изданную им же «Панораму Невского проспекта»?...

Литографированные листы панорамы охотно раскупали, заказывали для них специальные шкатулки со стеклянным окошком и роликами, по которым многометровая панорама могла двигаться вслед желанию хозяина, пожелавшего «прогуляться» по Невскому. В пушкинскую эпоху «Панорама Невского проспекта» стала «зеркалом» главной улицы российской столицы.  А через столетия, то, что впечатляло и развлекало современников Садовникова, стало ещё и бесценным историческим документом.

Вместе со знаменитой панорамой выставка представит ещё около 100 графических произведений, созданных Василием Садовниковым в период 1830–1860-х годов. Зрителям откроются виды Петербурга и его ближайших пригородов, Москвы, Новгорода, Вильны (Вильнюса), Ковно (Каунаса), Гельсингфорса (Хельсинки) и Свеаборга (Суоменлинны).

Работы художника – кладезь для историков архитектуры, культуры, историков моды. Все его листы очень интересны для рассматривания, ведь Садовников старался запечатлеть не только архитектура, но и бытовые подробности, изображения уличных сцен, разные народные типажи.  Любимый им Петербург предстает на рисунках парадными сторонами: дворцы знати, набережные Невы и реки Фонтанки, центральные площади, перспективы улиц, интерьеры особняков, дворцов, театров, храмов.  На некоторых листах оживают целые страницы русской истории: освящение памятника императора Николая I в Петербурге, парады на Дворцовой площади, торжества в Новгороде по случаю открытия памятника «Тысячелетие России». Один из самых ярких листов – «Москва, въезд императора Александра II в Спасские ворота Кремля 17 августа 1856 года в день коронации». 

К открытию выставки Государственным музеем истории Санкт-Петербурга выпущен альбом-каталог, который включает всю коллекцию хранящихся сегодня в музее рисунков Василия Садовникова. Значительная часть представленных в каталоге работ опубликована впервые!

Также к выставке подготовлена мультимедийная программа, посвященная  творчеству В.С. Садовникова.

Приглашение.jpg



ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ  ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

Время работы

ВТ, СР, СБ, ВС: с 11.00 до 20.00

касса (вход) с 11.00 до 19.00

ЧТ, ПТ: с 11.00 до 21.00

касса (вход) с 11.00 до 20.00

ПН: выходной

Справки по телефону

(495) 697-95-78

Москва, ул. Волхонка, 12

 

ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX–XX ВВ.

Время работы

ВТ, СР, СБ, ВС: с 11.00 до 20.00

касса (вход) с 11.00 до 19.00

ЧТ, ПТ: с 11.00 до 21.00

касса (вход) с 11.00 до 20.00

ПН: выходной

Справки по телефону

(495) 697-15-46

Москва, ул. Волхонка, 14

 

ОТДЕЛ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

Время работы

СР, ПТ, СБ, ВС: с 12.00 до 20.00

касса (вход) с 12.00 до 19.00

ЧТ: с 12.00 до 21.00

касса (вход) с 12.00 до 20.00

ПН, ВТ: выходной

Справки по телефону

(495) 697-16-10

Москва, ул. Волхонка, 10

 

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «МУСЕЙОН»

Время работы

ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС: с 11.00 до 18.00

касса (вход) с 11.00 до 17.00

ПН: выходной

Справки по телефону

(495) 697-74-96

Москва, Колымажный пер., д. 6/2, 3

 

УЧЕБНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМ. И.В. ЦВЕТАЕВА

Время работы

ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ: с 10.00 до 17.00

касса (вход) с 10.00 до 16.00

ВС, ПН: выходной

Справки по телефону

(499) 973-43-13

Москва, ул. Чаянова, 15

 

МЕМОРИАЛЬНАЯ КВАРТИРА СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА

Время работы

СР, ЧТ, ПТ, СБ: с 14:00 до 20:00  
ВС: с 12:00 до 18:00

ПН, ВТ: выходной

Справки по телефону

(495) 695-83-46, 697-47-05,  
697-72-05  
обязательна предварительная запись

Москва, ул. Б. Бронная, д. 2/6, кв. 58 (этаж 16)


Контактная информация:

Адрес:Москва Волхонка, 12
  
Телефоны:+7 (495) 697-95-78 (справочная)

загрузка карты...