Государственная Третьяковская Галерея

План выставок

Государственной Третьяковской галереи на 2017 год

 

Внимание!

Информация о выставках может корректироваться в течение года.

 

ФЕВРАЛЬ

 

Шедевры византийского искусства XII–XV веков из Греции

7 февраля – 9 апреля

Лаврушинский переулок, 10, зал 38

Византийская цивилизация — одна из самых ярких в мировой истории. Искусство Византии дало импульс развитию древнерусской культуры. В последние годы масштабные выставки византийского искусства с огромным успехом проходили в таких крупнейших зарубежных музеях, как Метрополитен и Лувр. Выставка в Третьяковской галерее впервые представит столичной публике общепризнанные шедевры художественной культуры Византийской империи: иконы, произведения прикладного искусства, иллюминированные рукописи.

Участники выставки: Византийский и христианский музей в Афинах, Музей Бенаки, Музей византийской культуры в Салониках, а также церковные музеи. 


Оттепель

14 февраля – 11 июня

Крымский Вал, 10, залы 60–62

Масштабный культурологический выставочный проект, посвященный периоду отечественной истории, традиционно обозначаемому исследователями как «эпоха оттепели». Цель выставки — показать не только достижения, но и проблемы, конфликты той эпохи. Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями и проводниками решительных изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны, что делает выставку многоплановой. Выставочное пространство выстроено по тематическим разделам: «Разговор с отцом», «Лучший город Земли», «Международные отношения», «Новый быт», «Освоение», «Атом — космос», «В коммунизм!». В пространство экспозиции будут интегрированы разнообразные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальных съемок.

Участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Институт русского реалистического искусства, музейные и частные собрания России.


В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Вот моя деревня. Мужики и бабы

21 февраля – 20 августа 2017

Крымский Вал, 10, зал 24

В постоянной экспозиции на Крымском Валу продолжается серия камерных выставок, которая знакомит зрителей с коллекцией скульптуры ХХ века. Выставка «Вот моя деревня. Мужики и бабы», посвященная образам крестьян в скульптуре 1920–1950-х годов, представляет работы лучших мастеров пластики первой половины ХХ века — В.И. Мухиной, И.Д. Шадра, Б.Д. Королева, В.Н. Домогацкого, Б.Ю. Сандомирской, И.Л. Слонима, Е.Ф. Белашовой, С.М. Чуракова.

Экспозиция включает 25 произведений скульптуры: портретов, характерных типажей, сцен работы в поле, изображений отдыхающих крестьянок. Многие из представленных работ в свое время стали заметным явлением в выставочной жизни, активно обсуждались критиками. Так, «Крестьянка» В.И. Мухиной, созданная к выставке, посвященной 10-летию Октября, была отправлена на Венецианскую биеннале 1928 года и имела там невероятный успех. Монументальный бюст «Крестьянин» И.Д. Шадра вошел в серию из трех скульптур, предназначенных  для воспроизведения на денежных знаках по заказу Гознака СССР (другие две работы из этой серии – «Рабочий» и «Красноармеец»). На выставках Общества русских скульпторов — объединения, собравшего лучших мастеров эпохи рубежа 1920–1930-х годов, экспонировались «Молодайка» М.Д. Рындзюнской, «Рязанский  мужик» и «Рязанская баба» Б.Ю. Сандомирской.

Участник: Государственная Третьяковская галерея


МАРТ

В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Зарайские сфинксы. Мифология в творчестве Анны Голубкиной

2 марта – декабрь

Музей-мастерская А.С. Голубкиной

Выставка знакомит с мифологическим направлением в творчестве А.С. Голубкиной, особенно ярко проявившимся в период жизни скульптора в Зарайске (1904–1910). Тематическая группа произведений, получившая условное название «Зарайские сфинксы», отразила увлечение Анны Голубкиной культурой и искусством Древнего Востока и, в частности, скульптурой Египта и Ассирии.

Черты поразивших воображение Голубкиной древних мифологических существ парадоксально совмещаются с обликом жительниц русской провинции, что позволяет толковать пластические образы не только как видения исчезнувших цивилизаций, но и как размышления скульптора о проблемах современности.

Участник: Государственная Третьяковская галерея


В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Предчувствие грядущего. Графические циклы Василия Чекрыгина

14 марта – 4 июня

Крымский Вал, 10, залы 21–22

В преддверии 120-летия со дня рождения Василия Николаевича Чекрыгина (1897–1922) Третьяковская галерея представляет выставку графического наследия мастера. Расширенный показ произведений художника-новатора, одного из основателей художественного объединения «Маковец», представит около 80 композиций и рисунков, отражающих две основные темы последних лет жизни В.Н. Чекрыгина: «Бытие» и «Воскрешение».

Участник: Государственная Третьяковская галерея


В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Модель художника в объективе фотоаппарата

28 марта – 28 мая

Лаврушинский переулок, 10, залы постоянной экспозиции

Спецпроект в рамках Московской биеннале фотографии представит снимки конца XIX – начала XX века, на которых запечатлены люди, служившие моделями для известных картин русских художников. Некоторые фотографии запечатлели моменты позирования, другие были сняты для фиксации натурных впечатлений как вспомогательный материал для работы над полотнами. К последним относятся впервые экспонирующиеся фотографии В.Э. Борисова-Мусатова.

Участник: Государственная Третьяковская галерея


АПРЕЛЬ

Зинаида Серебрякова

4 апреля – 30 июля

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Нынешняя ретроспектива — наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном русском периоде творчества художницы. Значительное место уделено портретным работам Серебряковой — ее любимому жанру, и пейзажам. Также на выставке будут представлены эскизы росписей Казанского вокзала в Москве и серия картин, раскрывающих закулисный мир Мариинского театра.

Работы парижского периода поступят из французских коллекций; эти произведения будут демонстрироваться в России впервые. Также первый раз московский зритель увидит декоративные панно виллы Броуэра, долгое время считавшиеся погибшими во время Второй мировой войны.

В состав выставки войдут лучшие произведения из собраний: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея семьи Бенуа в Петергофе, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск), Фонда Зинаиды Серебряковой (Париж) и частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа и Лондона.


Дмитрий Жилинский. Ближний круг. К 90-летию со дня рождения

12 апреля – 2 июля

Крымский Вал, 10, зал 38

Спецпроект с акцентом на триптих Дмитрия Жилинского «На новых землях». В экспозиции будут представлены около 30 работ. Задача спецпроекта — предложить современный взгляд на наследие мастера, очертить его ближний круг, определить основные векторы творчества Жилинского через биографии и образы близких художнику людей и событий.

Участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, собрание наследников художника.


Де Кирико. Ностальгия по бесконечности

19 апреля – 23 июля 2017

Крымский Вал, 10, залы 80–82

Первая масштабная выставка де Кирико в России — совместный проект Третьяковской галереи, Фонда Джорджо и Изы де Кирико (Fondazione Giorgio e Isa de Chirico). Джорджо де Кирико (1888−1978) — знаменитый итальянский живописец, один из крупнейших мастеров авангарда ХХ столетия, предтеча сюрреализма, основатель движения метафизической живописи. Впервые четыре работы де Кирико выставлялись в Москве в 1929 году, в 1930-х экспонировались его рисунки и офорты.

Фонд де Кирико, основанный в 1986 году и получивший по завещанию вдовы художника большой корпус его поздних работ, находится в Риме. На выставке будут представлены около 100 произведений живописи, графики, скульптуры, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал» 1929 года. В экспозицию войдут архивные материалы и фотографии.

Участники: Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Национальная галерея современного искусства в Риме, Музей современного искусства Тренто и Роверето (МАРТ), Центр Помпиду, Музей современного искусства города Парижа, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и другие музеи Италии, Франции, Великобритании.


Мир природы в скульптуре. Из цикла «Язык скульптуры по Брайлю»

Апрель – декабрь

Крымский Вал, 10, антресоль 2-го этажа

Шестой выставочный проект в рамках долгосрочной программы «Язык скульптуры по Брайлю» представит экспозицию скульптуры, доступную для тактильного восприятия. Выставка экспонатов, которые можно «читать» руками, адресована в первую очередь людям с ограниченными возможностями здоровья — тем, кто не может увидеть произведения изобразительного искусства.

Участники: Государственная Третьяковская галерея, Объединение московских скульпторов, частые собрания


МАЙ

В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Пейзаж в творчестве Виктора Васнецова

17 мая – 27 августа 2017

Дом-музей В.М. Васнецова

Обычно пейзаж в творчестве В.М. Васнецова рассматривается в контексте картин на фольклорно-эпические сюжеты, исследователями признаются заслуги художника в развитии пейзажной живописи и в создании так называемого пейзажа настроения. Однако до сих пор пейзаж никогда не выделялся как самостоятельный жанр творческого наследия В.М. Васнецова.

На выставке будут представлены экспонаты из собрания Дома-музея В.М. Васнецова: 33 живописных этюда и 9 графических, созданные с 1868 по 1917 год в окрестностях Вятки, Санкт-Петербурга, Ахтырки, Абрамцева, Киева, а также в Москве и имении художника в Ванькове. Большинство этюдов будут показаны впервые.

Участник: Государственная Третьяковская галерея


В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Художник и время. Конец прекрасной эпохи. Рисунок первой половины XIX века

25 мая – 5 ноября

Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

На выставке планируется представить около 200 графических произведений из фондов Третьяковской галереи, демонстрирующие идеалы классицизма в творчестве лучших педагогов Академии художеств — А.Е. Егорова и В.К. Шебуева, а также одного из самых талантливых ее учеников — К.П. Брюллова. Наряду с работами крупнейших мастеров будут экспонироваться графические произведения 1830–1850-х годов, в которых выразились новые тенденции в развитии русского искусства того времени. Завершит экспозицию широко известная серия сепий П.А. Федотова с изображением «нравственно-критических сцен из обыкновенной жизни», оказавшая большое влияние на дальнейшее становление бытового жанра.

Участник: Государственная Третьяковская галерея 


СЕНТЯБРЬ

Москва сквозь века

7 сентября 2017 – 21 января 2018

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12 , 3-й этаж

Третьяковская галерея присоединяется к празднованию 870-летнего юбилея Москвы и открывает масштабную выставку, представляющую образ города XVIIXXI веков. Целью выставочного проекта является не только воспроизведение живописного облика Москвы, но и отражение характерных черт уклада жизни, типичных примет города — патриархальности, религиозности, «первопрестольности», оптимизма советской поры, связанного с активным строительством новой жизни. На выставке будут представлены около 100 произведений из коллекции Третьяковской галереи и частных собраний. Посетителей ждет встреча с работами С. Ушакова, Ф. Алексеева, В. Сурикова, Б. Кустодиева, В. Кандинского, А. Лентулова, Э. Булатова, а также с малоизвестными полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Э. Белютина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и многими другими.

Участник: Государственная Третьяковская галерея, частные собрания


В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Сохраненные святыни Москвы ушедшей…

Сентябрь 2017 – январь 2018

Никольский придел Музея-храма Святителя Николая в Толмачах

Экспериментальная по форме подачи экспозиция ранее не выставлявшихся произведений церковного декоративно-прикладного искусства из фонда драгоценных металлов Третьяковской галереи включает около 25 предметов, которые происходят в основном из церквей, разрушенных в XX веке. Большей частью это разнообразная церковная утварь, а также иконы в драгоценных окладах.

Участник: Государственная Третьяковская галерея


Скульптор Андреев. «Кем Вы были до семнадцатого года?»

19 сентября 2017 – 21 января 2018

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2-й этаж

Имя Николая Андреевича Андреева (1873–1932), как правило, ассоциируется с его циклом портретов В.И. Ленина. Дореволюционный период творчества мастера известен значительно меньше. Первая масштабная экспозиция наследия Н.А. Андреева продемонстрирует 80 произведений дореволюционного периода из собрания Третьяковской галереи.

На выставке будут представлены работы, созданные во время его сотрудничестве  с Художественным театром, в том числе скульптурные портреты актеров и семиметровое панно «Олимп Художественного театра». Этапы работы над памятником Н.В. Гоголю, установленным в 1909 году у Арбатских ворот, можно проследить в эскизах и реализованных скульптурных рельефах.

Многие произведения будут впервые представлены зрителю.

Участники: Государственная Третьяковская галерея, музей МХАТа


«Некто 1917 год»

27 сентября 2017 – 14 января 2018

Крымский Вал, 10, залы 60–62

1917 год — один из самых значимых в истории России. Концепция проекта предполагает новую трактовку темы, в рамках которой произведения искусства продемонстрируют, с какими мыслями и чувствами художники переживали этот период. На выставке будут показаны работы: мифотворцев, воспевавших крестьянство как носителя национального идеала, и утопистов-беспредметников, провозглашавших творческое преображение мира.

Фигуративная живопись в экспозиции будет представлена произведениями М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, Б. Григорьева, Б. Кустодиева, З. Серебряковой, а беспредметная — абстрактными работами К. Малевича, П. Филонова, О. Розановой, Л. Поповой, И. Клюна, А. Родченко, В. Кандинского.

Проект охватывает 120 произведений живописи и скульптуры из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеев Пскова, Перми, Екатеринбурга, Краснодара, Ростова, Беларуси, частных и зарубежных коллекций (Центр Помпиду, Франция; Музей Тиссена-Борнемисы, Испания; Галерея Тейт, Великобритания; Стеделек-музей, Нидерланды; Национальный музей современного искусства, Греция; Тель-Авивский художественный музей, Израиль).


В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Ветер революции. Скульптура 1918–1930-х годов

Сентябрь 2017

Крымский Вал, 10, зал 24

Выставка продемонстрирует портреты различных представителей революционного движения и проекты памятников, созданных в рамках плана «монументальной пропаганды», с 1918 года до начала 1930-х годов. Центральная работа экспозиции — скульптура «Ветер» В.И. Мухиной (1927) — задает общее настроение революционного вихря, пронесшегося над страной. Часть произведений экспонируются впервые.

Участник: Государственная Третьяковская галерея


ОКТЯБРЬ

В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

«Загадочный сюжет одной картины А. Иванова»

Выставка одной картины Исследования и реставрация

Октябрь 2017 – февраль 2018

Лаврушинский переулок, 10, зал 11

В 2016 году завершаются реставрационные работы над полотном известного исторического живописца А.И. Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» (1829). Картина, относящаяся к позднему периоду творчества художника, поступила в собрание Третьяковской галереи в 1968 году из семьи Е.Г. Арендт, вдовы известного врача-кардиолога А.А. Арендта, под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни». Однако в процессе исследования была выяснена подлинная иконография этого монументального произведения и обнаружены интересные факты его бытования. Картина на редкий для русского искусства сюжет была написана в ряду других заказов для церкви Русской духовной миссии в Китае. Выставка позволит познакомить посетителей с исследовательской и реставрационной деятельностью музея, привлечь внимание современных китаеведов и историков русских православных миссий за рубежом, поскольку долгое время полотно находилось в Китае и обстоятельства его возвращения в Россию остаются неизвестными.

Участник: Государственная Третьяковская галерея


НОЯБРЬ

Город дорог. Игорь Шелковский

2 ноября 2017 – 18 февраля 2018

Крымский Вал, 10, зал 38

Игорь Шелковский (род. 1937) — художник-нонконформист, один из немногих соотечественников, чье имя прозвучало на европейской арт-сцене. Выставка демонстрирует отношение И. Шелковского к теме «город», представляя не просто ее авторскую интерпретацию, а своего рода «формулу города».

Десять объектов-структур из мастерской художника являются пространственными построениями на основе линейных элементов. Стилистика произведений Игоря Шелковского связывает его творчество с открытиями русского авангарда начала ХХ века, и, соответственно, с первыми разделами постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Центральным элементом выставки является архитектурная инсталляция — увеличенная версия одного из десяти объектов. Инсталляция представляет собой структуру, внутри которой зритель может находиться и двигаться сквозь ее элементы. Эта «формула» доступна зрителю так же, как доступен человеку город при всей его сложной организации.

Участники: Государственная Третьяковская галерея, частные собрания


Эль Лисицкий

16 ноября 2017 – 4 февраля 2018

Крымский Вал, 10, залы 80–82

Выставка Эль Лисицкого (1890–1941), одного из ведущих мастеров русского авангарда, является совместным проектом Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности и будет проходить одновременно на двух площадках, демонстрируя наиболее полную ретроспективу наследия художника. В Третьяковской галерее на Крымском Валу зрители смогут увидеть проуны (произведения, созданные в рамках направления беспредметного искусства, изобретенного Лисицким), архитектурные проекты, эскизы оформления выставок из собрания музея, а также живописные и графические произведения из зарубежных музеев (всего около 200 экспонатов).

В Еврейском музее и центре толерантности будет представлен самый ранний период творчества Лисицкого, так называемый еврейский, — книжные иллюстрации, плакаты, фотографии. Впервые в России будут показаны его знаменитые живописные проуны. Также в состав выставки войдет большой корпус документов, подаренный Ганноверскому музею Йеном Лисицким, сыном художника: рукописи и фотографии.

Выставленные на двух площадках работы охватывают все периоды творчества Лисицкого и представляют его универсальным художником — графиком, живописцем, дизайнером, архитектором, типографом, фотографом.


Шедевры русской графики из коллекции ГИМ

23 ноября 2017 – апрель 2018

Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

Выставка проводится в рамках проекта, осуществляемого Третьяковской галереей совместно с крупнейшими российскими музеями. Его цель — познакомить публику с самыми значительными и интересными собраниями графики России, которые до настоящего времени практически не экспонировались и неизвестны как широкой публике, так и специалистам. В экспозиции будут представлены работы знаменитых мастеров XIX века — портреты и жанровые сцены А.О. Орловского, О.А. Кипренского, В.И. Гау, К.П. Брюллова, П.Ф. Соколова, пейзажные виды К.И. Гампельна, С.Ф. Галактионова, Ф.Я. Алексеева, произведения М.А. Зичи, А.И. Шарлеманя и многих других. Выставка раскроет многообразие графических произведений из коллекции Государственного исторического музея: царские и дворянские портреты, исторические сюжеты, городской пейзаж. Отдельная тема выставки — произведения, созданные по заказу императорской семьи. Уникальная коллекция рисунков интерьеров позволяет проследить становление жанра интерьера в начале XIX века, его трансформацию на протяжении столетия и кардинальные изменения в начале ХХ века под влиянием стиля модерн.

Участник: Государственный исторический музей


Контактная информация:

Адрес:Москва Лаврушинский переулок, 10
  
Телефоны:+7 (495) 951-13-62 (справочная)
+7 (495) 953-52-23 (экскурсии)
+7 (495) 957-07-28 (детская студия)

загрузка карты...