Государственный Дарвиновский музей

Государственный Дарвиновский музей

приглашает на выставку

Козёл — животное гордое

6 марта — 20 мая


unnamed (61)-2.jpg

 

Выставка «Козёл — животное гордое» — это почти восемь сотен козлов из частной коллекции Елены Кальницкой: от игрушечных до антикварных, от соломенных до нефритовых, со всех концов мира от Японии до Норвегии. 1 апреля выставка окажется в эпицентре Праздника смеха, с народными играми, шуточным стихотворным конкурсом и другими забавами, связанными с козлами. 

«КОЗЁЛ», — в гневе награждаем мы обидным прозвищем представителей мужского пола. А на самом деле обижаем замечательных животных — верных спутников человека с пещерных времён. Нашей дружбе ни много ни мало 9 тысяч лет! Может быть, чтобы реабилитировать доброе имя козлов, искусствовед Елена Кальницкая 25 лет назад и начала собирать коллекцию фигур и изображений этих животных, насчитывающую 3,5 тысяч экземпляров. Елена Кальницкая признается, что дома и посуда, и мебель у неё с парнокопытными, даже на бронзовой старинной люстре — всё те же «лица». Часть тематических интерьеров переместится на выставку в Дарвиновский музей: зрители заглянут в козлиный кабинет и на козлиную кухню, а для детей предусмотрена козлиная игровая площадка с игрушками и мультиками.

Говоря о козлах, Елена Кальницкая призывает отойти от стереотипов: их упрямый, даже упорный характер можно ставить другим в пример. Козлиную репутацию на выставке отстаивает всё семейство полорогих: овцебыки и туры, серны и антилопы, горные бараны и домашние козы из собрания Дарвиновского музея. Биологи отмечают, что козлы — высокоорганизованные животные. Они хорошо поддаются дрессуре и сообразительны. Козье молоко считается целебным, и с его помощью по всему миру, от глухих деревень до швейцарских курортов, лечат анемию, рахит, туберкулёз, заболевания ЖКТ и др. Из шерсти ангорских коз получают тёплую мохеровую пряжу, а из пуха кашемировых коз — дорогие шали и платки. Согласно легендам, козы помогли людям открыть свойства кофе и вина, чему есть научное объяснение: у этих животных в полтора раза больше вкусовых рецепторов, чем у человека.

Козлы оказали огромное влияние на культуру человека. На выставке вспомнят самых знаменитых козлов и коз в истории со времён античности и до наших дней. Как связан жанр «трагедия» с козлиным блеяньем? Откуда произошло выражение «козёл отпущения»? Почему знаменитый Рог Изобилия — козий? Как жест «коза» стал символом субкультуры рокеров и металлистов? Ответы на эти вопросы найдут посетители Дарвиновского музея с 6 марта по 20 мая.




Государственный Дарвиновский музей

приглашает на

 персональную выставку фотохудожника Александра Авалова

 

Портреты животных

 

6 марта – 3 июня

Вернисаж выставки и встреча с автором 13 марта в 16:30


пре 1.jpg

 

«Портреты животных» – авторский проект фотохудожника Александра Авалова. Выставка демонстрирует уникальные фотографии животных – обитателей зоопарков, созданные автором на протяжении последних 30 лет. Портреты отличает выразительный характер «моделей» и большой формат: самые крупные снимки достигают высоты человеческого роста.

Фотографии Александра Авалова известны множеством характерных портретов животных, где проявляется их «личность», видны чувства и отношения в семье. Заботливые и внимательные мамаши белого медведя, суматранского орангутана, бенгальского тигра, южноамериканской капибары, трогательные семейки бегемотов и смышленых лапундеров. Помимо целого ряда «звериных» портретов, выставка демонстрирует красоту и величие пернатого мира – белоголового орлана, венценосного голубя, шикарного павлина,  грациозных фламинго.

Диких животных, в отличие от людей, нельзя попросить позировать. Порой, на один снимок уходит несколько дней, ведь создание портрета требует особого отношения между мастером и моделью, возникновения их единства и гармонии. Необходимо изучить повадки, найти ракурс и «ухватить» подходящий момент. Таким образом, животные на фотографиях мастера приобретают неповторимый образ и характер.

Н.Н. Дроздов, профессор МГУ, популяризатор науки, так отзывается о работах А.Авалова: «Общение с природой необходимо человеку для гармоничного духовного развития и для сохранения нравственного здоровья. Кому из нас удавалось хоть раз увидеть этих зверей и птиц так крупно, в таком оригинальном ракурсе, с таким выразительным взглядом? Это счастливые мгновения, выхваченные из потока жизни рукой и глазом мастера…».

Александр Авалов – член Союза журналистов России с 1983 года, с 1989 года является штатным фотографом Московского зоопарка.


Государственный Дарвиновский музей

приглашает на выставку

Знакомая свинья

Концептуальный экологический плакат Михаила Акимова

 

27 февраля – 15 апреля


плакат 3-2.jpg

 

Серия из 20 плакатов Михаила Акимова «Знакомая свинья» посвящена  проблеме взаимоотношения человека и природы. Как часто задумываемся мы об окружающей среде? Разумно ли мы относимся к богатствам и красотам нашей планеты? Размышляя над этими вечными вопросами, Михаил Акимов создал плакаты, где за ироничными словами и карикатурными изображениями обнажаются раны и боль не только природы, но и самого человека.

Художник побывал в многочисленных экспедициях по нашей стране и за рубежом, где ему приходилось видеть, как люди «убивают» планету, на которой живут – глупо, бездумно и удивительно быстро. Корни этой беды Михаил Акимов видит в худших из человеческих качеств, таких как жадность и равнодушие. Победить их люди смогут лишь тогда, когда сумеют сказать себе правду, а задача художника — помочь им в этом деле карандашом и кистью.

Философия плакатов Михаила Акимова многоуровневая, и за шутливым взглядом угадывается глубокая мысль и острый укол в нашу совесть: «А вдруг именно такой подход и нужен для решения проблем охраны природы? Не «грудью — на амбразуру» сухими законами, а самоиронией и моралью — по безразличию и антропоцентризму, по самодовольству и глупости. Может, так мы и спасём природу, да и себя в ней».

Плакаты на выставке представлены от простого к сложному. Сначала художник, «играя со зрителем», показывает привычные образы, потом, расширяя границы жанра, втягивает зрителя в свою философскую игру, а в конце обрушивает на него «ледяной душ» разоблачений. Все плакаты имеют единую форму прочтения: верхний слоган — это проблема, не имеющая моментального решения; нижний – способ её решения на личном уровне; текст внутри плаката связан с изображённым сюжетом. Так получается художественная композиция, дающая стереоскопическую картину.

 

О художнике:

Михаил Акимов родился в Москве в 1964 г. Окончил  школу с биологическим уклоном, занимался в кружке юных биологов и краеведов (КЮБиК) под руководством А.И. Быхова. В 1990 г. окончил МАрхИ. Участвовал в полярных экспедициях на остров Колгуев и Соловецкие острова. Работал в мультипликации, документальном кино, занимался проектированием общественных интерьеров, монументальным искусством и книжной графикой. Член Московского союза художников. В 2012 г. прошла серия выставок художника о А.С. Пушкине в Москве и Петербурге. Живёт и работает в Москве.



Государственный Дарвиновский музей

Европейский культурный клуб

приглашают на выставку

Животные в сказках

К неделе детской книги

 

27 февраля – 2 мая


В. Кубашта. Цирк. Чехославакия. 1958.jpg

 

Шедевры книжного искусства – раритетные детские книги-театры, книги-панорамы и многоярусные книги-картины знаменитых мастеров книжного дела конца XIX – XX веков, а также оригинальные иллюстрации известных художников к сказкам, главными героями которых являются животные, из частной коллекции Ирины Стежка (Германия) и фонда Дарвиновского музея.

Во второй половине XIX века произошла революция в книжном искусстве – в Европе в тираж вышли первые детские издания с необычными, подвижными иллюстрациями. Главные герои известных сказок «ожили» при помощи хитрых механизмов или вовсе взмыли над страницей, перенося действие с плоскости на объемную сцену. Такие «книжные спецэффекты» приводили в восторг мальчишек и девчонок больше 100 лет назад, задолго до изобретения анимации и 3D технологий.

Первым «инженером» объёмных детских книг с движущимися картинками был немецкий художник Лотар Меггендорфер. Разработанные им книги являются уникальными образцами книгоиздания и высоко ценятся на рынке антикваров и букинистов. На выставке представлены книги Меггендорфера конца XIX века, изданные в Германии, и репринтные, вышедшие в Америке в XX веке. Книга «Городской парк» удивит уникальным форматом и иллюстрациями: 14 сценок из жизни европейского парка раскладываются в один ряд длиной 3 метра!

Свой вклад в развитие «живых иллюстраций» сделал в середине XX века итальянец Марио Зампини. Сценограф по образованию, он превратил книгу в театральные подмостки, где есть задний и передний планы, смена декораций, а герои одеты в яркие костюмы. На выставке один из шедевров Зампини – книга «Золушка», которая одним движением руки превращается в карусель. В 50-ые годы такие «книги-карусели» набирают популярность в Европе. Любимые сказки «Красная шапочка», «Три поросенка», «Кот в сапогах» завращались и ожили в детских руках.

Популярность по всему миру завоевали книги-конструкторы Войцеха Кубашта. Его изобретательский гений возводит книгу в ранг архитектурного шедевра. Некоторые издания не имели текста, как, например, пятиярусная книга «Цирк», которая поражает инженерным мастерством автора. Она выполнена в виде цирковой арены, где действие происходит сразу на нескольких ярусах. Музыканты, акробаты, клоуны, дрессировщики, фокусники и четвероногие артисты разворачивают перед зрителем блистательное цирковое шоу.

Кроме того, на выставке представлена оригинальная и печатная графика русских и зарубежных художников, которые по-своему осмысливали сказку и предлагали детям волшебные образы её персонажей: гравюры Гюстава Доре, пошуары Натальи Гончаровой, линогравюры Валерия Бабина… Здесь можно проследить, как путешествуя вместе с ребёнком из века в век, девочка в красной шапочке меняет стиль платьев и головного убора, а серый волк – свой характер. Выставляется иллюстрация к произведениям, более близким к нам по времени: акварели М. Митурича-Хлебникова («Лесные домишки», «Красная горка», В. Бианки), К. Претро («Маленькая дверь на балкон», Б. Сергуненков), гуаши В. Дувидова («Сказки», К. Чуковский; «Девочка-страус», А. Устинова, А. Иванов) и другие оригинальные произведения. 



В День  всех влюбленных Дарвиновский музей предлагает пройти Валентиновый квест

20.jpg

По выставочным залам Дарвиновского музея 14 февраля разлетятся забавные валентинки музейного художника Валентина.
Найти их под силу только самым внимательным, самым «спевшимся» парам, влюбленным в хорошее настроение и веселые приключения.
Каждая валентинка несет секретный код. Собрав вместе все элементы этого кода, парочки найдут вход в единственное в Москве собрание Тайнобрачных, где и будут удостоены заслуженной награды. Задания квеста будут выдавать 14 февраля с 10:00 до 17:30 на -1 этаже выставочного комплекса.

"Тайнобрачными" назвал споровые растения Карл Линней. Король ботаники, классифицировавший флору, фауну, человека и даже свою домашнюю посуду, не смог раскрыть тайну интимной жизни мхов и папоротников. В Дарвиновском музее в феврале зазеленеет более 70 видов мхов, хвощей, папоротников, произрастающих в Евразии, Новой Зеландии, Северной и Южной Америке, Австралии, Африке и Новой Гвинее. Мох-губка и мох-измеритель влажности, «кукушкин лён» и плаун-подводник, папоротник-лиана и папоротник «страусиное перо», мох-лесенка и «конский хвост», папоротники-символы мужского и женского начала. Знакомство с тайнобрачными обещает влюбленным много интересного и неожиданного!



Государственный Дарвиновский музей

приглашает на выставку

Тайнобрачные

17 февраля – 3 июня


2050.jpg

 

Более 70 видов мхов, хвощей, папоротников, печёночников раскроют главную тайну споровых растений на выставке «Тайнобрачные» в Дарвиновском музее. Мох-губка и мох-измеритель влажности, «кукушкин лён» и плаун-подводник, папоротник-лиана и папоротник «страусиное перо», мох-лесенка и «конский хвост», папоротники-символы мужского и женского начала. Знакомство с тайнобрачными обещает много интересного и неожиданного!

С мхами, папоротниками и плаунами связан интересный курьёз в истории биологии. Загадка их размножения поставила в тупик великого систематика Карла Линнея. Немыслимо! Сам Король ботаники, классифицировавший флору, фауну, человека и даже свою домашнюю посуду, не смог раскрыть тайну интимной жизни споровых растений и назвал их «тайнобрачными». Первым секрет тайнобрачных узнал… ботаник-дилетант Михаэль Лещик-Сумински в 1848 году, а доказал его правоту три года спустя продавец музыкальных инструментов Вильгельм Гофмейстер.

Все тайнобрачные — древние растения, которые появились на Земле 410-380 млн лет назад. Они не были первыми, кто освоил сушу, но именно они сформировали первобытные леса. Даже спустя миллионы лет мы можем видеть «призраки» исчезнувших растений, это — сохранившиеся на камне отпечатки. На выставке представлены «каменные гербарии» древних лепидодендронов, каламитов, сигиллярий, кладофлебисов из коллекции Дарвиновского музея.

Основа выставки — собрание мхов, плаунов, хвощей, папоротников и печёночников, произрастающих в Евразии, Новой Зеландии, Северной и Южной Америке, Австралии, Африке и Новой Гвинее. Обратите внимание на растительные имена, в которых биологи тонко и остроумно отразили особенности их носителей. Исследовать подобную лингвистическую игру ума всегда весело и познавательно.

Впервые музей выставляет редкие ботанические издания XIX–XX веков с великолепными и детальными иллюстрациями споровых растений. Самая уникальная из них — книга-гербарий 1827 года с настоящими образцами лиственных мхов Германии.

Роль тайнобрачных в жизни человека глубока и многогранна. С давних времён мох сфагнум применяется в строительстве как утеплитель, а в медицине — как превосходный перевязочный материал. Народности Севера считают, что сфагнум наилучшим образом подходит для тёплых пелёнок. Споры плаунов годятся для приготовления детских присыпок. Хвощ используется в народной медицине и для очистки металла. Сегодня сфагнум в виде торфа применяют в сельском хозяйстве и садоводстве. Мох фискомитрелла и селагинелла Мёллендорфа широко используются в исследовании эволюционной биологии растений.

Особняком в ряду тайнобрачных стоят папоротники, которые обрели небывалую популярность в декоративном садоводстве и геральдике. На выставке вы узнаете, правда ли, что папоротники цветут одну ночь в году, а плауны причастны к обрядам ведьм, и каких поэтов вдохновила загадка тайнобрачных.  




Дарвиновский музей объявил фотоконкурс «Мяч в игре!» к Чемпионату мира по футболу. Работы принимаются до 30 апреля.

Если задуматься, с мячом мы пробегали все детство. Вспомните дворовые сражения в «Вышибалы», «Картошка», «Пионербол», «Собачка», «Съедобное-несъедобное»...  Нередко игры с мячом становятся нашим хобби или профессией на всю жизнь. Футбол, хоккей с мячом, водное поло, поло, баскетбол, гандбол, волейбол, теннис, бейсбол и даже экзотические чинлон и кэмари – далеко не полный перечень спортивных игр, где без мяча не обойтись. Со спортсменов берут пример и животные: собаки с утра до ночи гоняют по газону теннисный мяч, а морские львы виртуозно вертят мяч на носу, собирая зрительские овации.
Если вы не расстаетесь не только с мячом, но и с фотоаппаратом, то в вашем архиве обязательно найдутся фотографии для конкурса «Мяч в игре!» в номинациях:
∙ «В мяч играют профессионалы»
∙ «Дворовые и любительские игры»
∙ «Мяч – детям»
∙ «Животные играют»

На конкурс можно прислать не более 5 работ от одного участника. Жюри отберет лучшие 100 фотографий, которые будут участвовать в выставке «Мяч в игре!» с 5 июня по 26 августа. Победители получат грамоты и специальные призы на торжественном открытии выставки в Дарвиновском музее. Скачать анкету участника и ознакомиться со всеми правилами конкурса можно на сайте www.darwinmuseum.ru в разделе «Конкурсы», здесь же можно поставить лайк понравившейся работе. Фото и заполненную анкету участника необходимо прислать до 30 апреля на почту HYPERLINK "pr@darwin.museum.ru" pr@darwin.museum.ru


Алексей Филоненко. Москва. Собачий паркур.jpg

 


Февраль 2018 в Государственном Дарвиновском музее


18.jpg

 

Дарвиновский музей работает ежедневно, кроме понедельника и последней пятницы месяца с 10:00 до 18:00. Выставочный комплекс по четвергам работает с 13:00 до 21:00.

23 февраля (пятница) – в музее санитарный день!

 

Стоимость билетов: выставочные залы – льготный* 50 руб., для взрослых – 150 руб. Стоимость общего билета (два здания): взрослые – 400 руб., лица льготной* категории – 100 рублей. Дети–сироты и инвалиды проходят бесплатно.

*Льгота предоставляется студентам вузов очной формы обучения, обладателям карты ISIC, школьникам, многодетным родителям и пенсионерам.

Стоимость экскурсионной путевки:
Для группы учащихся общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы и других льготных категорий, имеющих право на бесплатный вход в музей без включения входной платы — 4000 рублей (для группы 25 человек и двух сопровождающих). ВНИМАНИЕ! Для получения бесплатного входного билета необходимо предъявить электронную социальную карту школьника.

-   Для льготных категорий посетителей (учащихся очной формы обучения общеобразовательных и профессиональных учреждений, пенсионеров, студентов ВУЗов очной формы обучения) с включением входной платы — 6500 рублей.

-   Для взрослых посетителей (для группы до 20 человек) — 9600 рублей.

 

Государственный Дарвиновский музей — один из крупнейших естественнонаучных музеев Европы. Его разнообразные зоологические коллекции, собрания анималистической живописи, скульптуры, старинных книг насчитывают около 400 000 предметов. Более 30–ти различных экскурсий, мобильный аудиогид, брошюры–путеводители помогут познакомиться с этими ценностями. Оснащенная новейшей компьютерной техникой экспозиция динамична, привлекательна для посетителей любого возраста и образования. Свето–видео–музыкальная программа «Живая планета», мультимедийная инсталляция «Река времени», интерактивный лабиринт «Пройди путем эволюции» позволяют заглянуть в далекое прошлое Земли и ее обитателей, а залы «Зоогеография», «Многообразие жизни», экспозиция живых насекомых «Мини–зоо» представляют гостям музея современных животных. Желающим совершить виртуальное «Путешествие с животными» поможет внедренная в музее технология дополненной реальности: словно в фантастическом фильме оживают обитатели музейных витрин для того, чтобы приблизиться к гостям и сфотографироваться с ними. В Центре молодежного инновационного творчества юные изобретатели под руководством инженеров могут разработать оригинальные проекты, используя новейшие достижения бионики. В музее работает интерактивный мультимедийный образовательный центр «Познай себя — познай мир», оснащенный новейшими технологиями и позволяющий получить богатую информацию о природе Земли. В Палеопарке музея установлены скульптуры древних животных в натуральную величину.

 

Выставки

Основное здание

Три истории Додо (до 25 февраля), уникальная птица, редкий музейный экспонат и сказочное существо – Додо. К 185-летию английского писателя, математика, философа и фотографа Льюиса Кэролла.

Северный путь (до 25 февраля), шёлковые полотна американской художницы Лорен Хартман в защиту Арктики.

Не стойте слишком близко (23 января – 25 марта), К 100-летию со дня рождения художника и педагога, профессора М. М. Кукунова.

МАСтер ТАКсидермии (27 февраля – 15 апреля), к 110-летию со дня рождения выдающегося мастера таксидермии Н.К. Назьмова.

Знакомая свинья (27 февраля – 15 апреля), концептуальный экологический плакат Михаила Акимова.

 

Выставочный комплекс

Чёрное/Белое: парадоксальные цвета (до 25 февраля), что такое «чёрное», и что такое «белое»: в природе, в человеческой культуре…и на самом деле?

Лемуры и лори (до 4 марта), самые милые жители тропиков – наиболее примитивные приматы, которых всё ещё можно встретить в дикой природе.

Не мылом единым (до 11 марта), чистота – залог здоровья! В гигиеническом арсенале человека есть много разных средств. А как заботятся о чистоте животные?

Токийские истории (23 января – 4 марта), разный Токио глазами 20 лучших фотографов из Японии, Италии, России, США, Китая, Финляндии и Испании. К Году Японии в России.

Зоология созвездий (до 18 февраля), о животных, «подаривших» свои имена созвездиям.

Два цвета. Монохромная диалектика (9 декабря – 25 февраля), выставка Сергея Яралова, представляющая Чёрное и Белое в разных художественных жанрах: декоративное искусство, инсталляции, объекты, графика, живопись, фотография и др.

Тайнобрачные (17 февраля – 3 июня), в чем секрет споровых растений, почему в царстве Флоры они стоят особняком, как появились на Земле, и где их можно встретить в Средней полосе России?

Животные в сказках (27 февраля – 2 мая), детская книжка как произведение искусства: редкие книги с «живыми картинками» конца XIX – начала XXI веков и иллюстрации известных художников к сказкам. Из коллекции Ирины Стежка. К неделе детской книги.

 

Праздник для посетителей

День эволюции – 10 февраля с 10:30 до 16:00

 

Единственный в России праздник, посвящённый дню рождения Чарльза Дарвина. Нестандартные интерактивные занятия, мастер-классы, игры доходчиво и интересно расскажут детям и взрослым о теории эволюции и её основателе. Проверьте, охотился ли человек на динозавров; узнайте о несовершенстве человеческого тела; примерьте на себя образы Чарльза Дарвина и его супруги Эммы; выделите молекулу ДНК и найдите общее между бегемотами и китами. На самые каверзные вопросы о Дарвине постарается ответить специальный гость – умный робот Алантим. Впервые в музее пройдет научно-популярная лекция «Химия любви» о нежных чувствах с научной точки зрения профессора МГУ Вячеслава Дубынина.

 

В феврале по четвергам мы предлагаем программу

 «Нескучный вечер в Дарвиновском музее»

1 февраля

· Вечер-встреча с автором выставки «Лемуры и лори» антропологом Еленой Судариковой. В программе вечера: мини-лекция «Тенденции эволюции приматов» и путешествие с путеводителем по выставке «Лемуры и лори».

Когда речь заходит о происхождении человека, можно услышать самые разные заявления, вплоть до того, что кому-то «обидно быть обезьяной». У современной науки есть только одно мнение, основанное на палеоантропологических находках, с которым сложно не согласиться. Если внимательно изучить наших предков, то окажется, что мы относимся к самому прогрессивному отряду животных. Почему это так, объяснит во время встречи Елена Сударикова.

Кафе выставочного комплекса

Для посетителей музея вход свободный

Начало в 18:00

8 февраля

· Art-talk с художником Сергеем Яраловым на выставке «Два цвета. Монохромная диалектика»                                                     

Автор выставки «Два цвета – монохромная диалектика» Сергей Яралов расскажет о проблемах, отношениях и вопросах в триаде Художник-Куратор-Выставка, как человек  и участник, находящийся внутри этого замкнутого круга. После выступления – ответы на возникшие вопросы, постановка новых, обсуждение, критика – разговор в формате Круглого стола.                            

Башня, 6 этаж

Для посетителей музея вход свободный

Время проведения с 18:30 до 20:30

 

15 февраля

· «Ч/б Игротека» 

Для желающих провести нескучный вечер на выставке «Чёрное/Белое: парадоксальные цвета» развернутся настоящие чёрно-белые настольные сражения. Приглашаем принять в них участие, ведь настольные игры –  это отличная возможность не только весело провести время, но и найти новых знакомых и даже друзей. Вход на «Ч/Б ИГРОТЕКУ» свободный! Победителей ждут черно-белые призы.

2 этаж

Для посетителей музея вход свободный

Время проведения с  17:30 до 20:00

 

22 февраля

·  Мастер-класс «Папе в подарок»

В День защитника Отечества принято поздравлять всех мужчин, кто имеет отношение к защите страны и своей семьи. Накануне праздника на выставке «Чёрное/Белое: парадоксальные цвета» мы предлагаем сделать своими руками папе в подарок оригинальную чёрно-белую закладку для книг — небольшую, но очень полезную вещь.

2 этаж

Для посетителей музея вход свободный

Время проведения с  17:00 до 19:30

 

Экскурсии выходного дня

В выходные дни в феврале для родителей с детьми

Дарвиновский музей предлагает тематические экскурсии:

3 февраля – «В мире древних животных»

                   (для родителей с детьми 7-10 лет)

4 февраля –  «Животный мир Земли»              

                      (для родителей с детьми 7-10 лет)

10 февраля  –  «Удивительный мир Земли»

                       (для родителей с детьми 7-11 лет)

11 февраля  –   «Я тебя не боюсь!»

                  (для родителей с детьми 7-10 лет)

17 февраля  –   «Животные – герои русских народных сказок»

                   (для родителей с детьми 6-7 лет)

18 февраля  –  «Животный мир Земли»              

                      (для родителей с детьми 7-10 лет)

24 февраля  –  «В мире древних животных»

                   (для родителей с детьми 7-10 лет)

25 февраля  –  «Удивительный мир Земли»

                       (для родителей с детьми 7-11 лет)

 

Начало в 11:00

Экскурсия проводится для группы не менее 6 человек

Продолжительность экскурсии 45–60 минут

Стоимость экскурсионного билета для одного человека — 150 рублей

Билеты можно приобрести в Экскурсионном бюро музея

Наличие входного билета обязательно

Предварительная запись по телефонам: (499)132-10-47, (499)134-61-24

Билеты необходимо выкупить за 30 минут до начала экскурсии

 

Адрес музея: ул. Вавилова, д. 57 (ст. м. «Академическая»).

Телефоны: (499) 783–22–53 (автоответчик), (499) 134–61–24 (экскурсбюро),

для СМИ – (499) 132–02–02 (Татьяна Коровкина, Елена Баранова pr@darwinmuseum.ru)

 



Государственный Дарвиновский музей

Московский технологический институт

Биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова

Музей человека «Живые системы»

Издательство «Вако»

Некоммерческое партнёрство «Академия игр»

Издательство «Правильные игры»

Центр Технического образования ГБПОУ «Воробьёвы горы»

приглашают на праздник

День эволюции

к дню рождения Чарльза Дарвина

10 февраля

с 10:30 до 16:00


020.jpg

 

10 февраля Дарвиновский музей отмечает День эволюции — единственный в России праздник, посвящённый дню рождения Чарльза Дарвина. Нестандартные интерактивные занятия, мастер-классы, игры доходчиво и интересно расскажут детям и взрослым о теории эволюции и её основателе. Проверьте, охотился ли человек на динозавров; узнайте о несовершенстве человеческого тела; примерьте на себя образы Чарльза Дарвина и его супруги Эммы; выделите молекулу ДНК и найдите общее между бегемотами и китами. На самые каверзные вопросы о Дарвине постарается ответить специальный гость – умный робот Алантим. Впервые в музее пройдет научно-популярная лекция «Химия любви» о нежных чувствах с научной точки зрения профессора МГУ Вячеслава Дубынина. Для поклонников игры «Эволюция» состоится турнир на кубок Дарвиновского музея.

10 февраля прогулку по музею эволюции начните с семейной игры-бродилки «Путешествие вокруг света на корабле «Бигль». По стопам Дарвина отправляйтесь на поиски самого крупного в мире грызуна, самых необычных жителей кораллового рифа и таинственных обитателей Галапагосских островов — колыбели теории эволюции.

Почувствовать себя в образе знаменитого натуралиста XIX века позволит фотофан «Эмма и Чарльз». Повеселитесь, примерив на себя бороду Чарльза Дарвина или букли его супруги Эммы Веджвуд, и не забудьте выложить фото в соцсети с тегом #дарвиновскиймузей! Игра-мемори «Двенадцать фактов из жизни Дарвина» поможет запомнить важные даты из биографии автора «Происхождения видов».

Во времена Дарвина природа наследственности была неизвестна, но с тех пор наука шагнула далеко вперёд. Теперь даже неподготовленный посетитель гарантированно получит и заберёт домой загадочную молекулу наследственности на мастер-классе «Выделение ДНК». Начало занятий в 13:00 и 15:00.

Только в День эволюции Дарвиновский музей и Музей человека «Живые системы» проведут для всех гостей праздника бесплатные интерактивные занятия. Занятие «Анатомия человеческого тела» познакомит с тем, где и как расположены внутренние органы человека. На занятии «Венец творения?» вы убедитесь в том, что человеческое тело несовершенно, и икота, гусиная кожа, зубы мудрости, варикозные вены достались людям от далёких предков.

Ждут гостей и сотрудники издательства «Вако». Мастер-класс «Детёныши животных» позволит не просто унести домой милый сувенир, выполненный в технике рельефной лепки и объемной аппликации, но и познакомиться с сезонными явлениями в жизни животных. А разыгрывая интерактивную сказку «Куда спряталась черепашка?», посетители узнают об уникальных эволюционных приспособлениях у различных представителей животного мира.

Как рыбы выходили на сушу, динозавры учились летать, а слоны обзавелись хоботом? Ответы на эти и другие вопросы даёт игра «Лента времени». Играя в «Переходные формы», вы обнаружите стертые временем звенья между современными рыбами и лягушками, ящерицами и птицами, бегемотами и китами. А в игре «Найди родственника» угадаете, кто приходится ближайшей роднёй летучей мыши – лошадь, ленивец или белка? Для чего современным животным такой разнообразный окрас, доступно расскажет взрослым и малышам игра «Разноцветный мир».

Эволюционируй или проиграешь! В настольной игре «Эволюция» примерьте на себя роль первых живых существ и выберите собственную стратегию выживания: быть большим или маленьким, быстро бегать или хорошо прятаться, стать хищником или вступить в симбиоз. Специалисты некоммерческого партнёрства «Академия игр» гарантируют: на этом уроке эволюции скучно не будет! Для поклонников игры только в День эволюции — турнир на кубок Дарвиновского музея. Кто победит в борьбе за существование?

В День эволюции впервые в Дарвиновском музее выступит профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслав Альбертович Дубынин с лекцией «Химия любви». Почему формы полового поведения столь многообразны, и как оно эволюционирует? Какой вклад вносят в этот процесс различные отделы мозга, эндокринная и иммунная системы? Откуда берется любовь, как формируется привязанность, и зачем нужна верность? Начало лекции в 16:00. Для посетителей музея вход свободный.



Необычные подарки музею к Новому году



001 КП ОФ-17419 Трубкозуб.jpg


Естественнонаучному музею не чужды новогодние радости. Так, под Новый год Дарвиновский музей получил сразу два неожиданных подарка.

Трёхметровый китовый ус в подарок музею привёз из Камчатки Антон Белютин. Он нашёл ус кита во время экспедиции по полуострову и тащил его на себе 80 км до конечной точки маршрута. Затем на вездеходе путешественник доставил находку до Петропавловска, а оттуда на самолете переправил в Москву. Авиакомпания одобрила провоз необычного крупногабаритного груза. Китовый ус — роговые пластины у китовых, свисающие с нёба и служащие для отсеивания планктона. Всего в пасти кита умещается от 360 до 800 таких пластин. Их внутренний край расщеплен на щетинки, которые образуют своеобразное сито. Щетинки фильтруют воду на предмет моллюсков, ракообразных и мелких рыб.


Второй новогодний подарок поступил в музей из Африки. Это трубкозуб, больше похожий на фантастического зверя из произведений Джоан Роулинг. Внешний вид животного напоминает одновременно свинью и кенгуру, с симпатичным «пятачком», мускулистым хвостом, когтистыми лапами и длинными, заячьими ушами. Голландские колонисты прозвали трубкозуба «аард-варк», что в переводе означает «земляная свинья» – за внешнее сходство с поросёнком и за удивительную способность рыть иссушенную африканским солнцем, твёрдую как асфальт землю со скоростью 1 метр за 5 минут. Биологи считают трубкозуба лучшим «землекопом» в мире. Трубкозубы питаются муравьями и термитами, извлекая их из жилища длинным языком. За один присест зверёк способен съесть 50 тысяч насекомых. Трубкозубы настолько непохожи на других животных, что их выделили в отдельный отряд, состоящий из одного-единственного вида (для примера, в отряде «хищные» более 250 видов). Такого необычного зверя до сих пор не было в коллекции Дарвиновского музея, и хранители без промедления приняли его в основной фонд. Даритель Андрей Заика сообщил, что трубкозуб добыт в 2015 году в Намибии во время африканского сафари.





Государственный Дарвиновский музей

представляет фотопроект Андрея Мартынова

к Году Японии в России

Токийские истории | Tokyo Stories

25 января – 4 марта


Синтаро Сато 2.jpg

 

Токио – это столица другой планеты под названием Япония. Город, где передовые технологии  соседствуют с тысячелетними традициями. Куратор Андрей Мартынов в течение нескольких лет формировал проект «Токийские истории | Tokyo Stories», чтобы показать, каким видят Токио сами японцы и иностранцы, побывавшие здесь. В проекте приняли участие двадцать лучших фотографов из Японии, Италии, России, США, Китая, Финляндии и Испании. Более 150 работ показывают разный Токио периода с 1980 по 2014 год. К Году Японии в России.

«Идея выставочного проекта о Токио беспокоит меня давно, но к её реализации я решительно приступил весной 2014 года, – рассказывает куратор Андрей Мартынов. – В результате удалось собрать очень разнообразные работы и японских авторов, и зарубежных фотографов, в разные годы побывавших в Токио. Это и зрелые мастера, и молодежь. Представлена и черно-белая фотография, и цветная; документальная фотография и концептуальная. Работы охватывают последние 30 лет: самые ранние, 1980-ых годов, принадлежат китайскому фотографу Алмонду Чу, сейчас живущему в Гонконге, но тогда учившемуся в Токио. Самые поздние фотографии – 2013-2014 годов».

Серия работ «Токио – зона сумерек» Синтаро Сато переносит зрителя на задворки мегаполиса, где доминирует спокойная красота городского ландшафта и особая, «сумеречная» цветовая гамма – личное изобретение фотографа. Катсухито Наказато посвящает свои работы району Мукодзима, который остается крупнейшим из шести сохранившихся в Токио кварталов гейш. Здесь медленно умирает душа старого города, но всё еще жив истинный дух токийских гейш. Визуальные эксперименты с выдержкой и светом породили серию индустриальных пейзажей «Дышащий свет» японца Токихиро Сато и «Городское сияние» китайского фотографа Саймона Вона.

Контрастность современного Токио воплощена и в его жителях. Испанец Карлос Эсколастико в серии двойных портретов сопоставляет два абсолютно разных мира:  простых рабочих токийского рынка и японских модниц, чьи экстравагантные наряды часто мелькают на улицах столицы. Фотограф Ацуко Наганума несколько лет посвятила проекту «Bug Train», занимаясь скрытой съемкой пассажиров токийского метро, самого загруженного в мире. Здесь проходит большая часть жизни японцев, а внимательный глаз фотографа может запечатлеть как типичные, так и весьма странные для подземки мгновения. Трудоголикам Токио посвятил серию черно-белых фотографий итальянец Давид Филиппини. Серость и безысходность – вот что представляет собой, по мнению автора, личная жизнь японцев, которым работа давно заменила дом и семью. 4-5 часов свободного времени токийцы вынуждены тратить на сон, и этой актуальной теме посвящен проект «Настоящий соня» Такаши Цуда. Судя по представленным вариациям «кроватей», комфорт не всегда является первостепенным требованием японцев к спальному месту.

Куратор от музея: Яна Шклярская, зав. выставочным отделом музея, 8(499)783-20-12, yansh@darwinmuseum.ru

Адрес музея: Москва, ул. Вавилова, 57 (м. Академическая).

Контакты для СМИ: Елена Баранова, Татьяна Коровкина 8(499)132-02-02, pr@darwinmuseum.ru

 

О кураторе проекта Андрее Мартынове:

Андрей Мартынов – куратор международных выставочных проектов (фотография, графика, современное искусство), организатор более 200 выставок в России и за рубежом.

Арт-директор международного фестиваля современной фотографии «Другое измерение», Новосибирск (с 2006 г).

Генеральный директор Московской биеннале современного искусства (2008-2016)




Государственный Дарвиновский музей

приглашает на выставку


Не мылом единым


23 декабря 2017 – 11 марта 2018


voda-slon-zebry.jpg

 

Знали ли вы, что мыло, щётку, сухой шампунь и грязевые ванны «изобрели» животные? Выставка «Не мылом единым» в Дарвиновском музее расскажет, кто из животных поддерживает себя и свой дом в идеальной чистоте, а кто – никогда не моется; можно ли быть чистым, искупавшись в грязи; чистили ли зубы неандертальцы, и правда ли, что в Средневековье люди мылись всего два раза в жизни? В интерактивной зоне вы сможете проверить, насколько хорошо вам знакомы современные средства гигиены, и поучаствовать в обширной выставочной программе. 

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам…», – все помнят строки из детского стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр», где воспевается мыло душистое и полотенце пушистое. В жизни животных забота о внешнем виде также занимает важное место и требует большой траты времени и сил. Кошки, например, посвящают умыванию треть своей жизни! Как и многие другие млекопитающие, они избавляются от грязи и пыли с помощью особой щёточки - собственного языка! Такой язык-щётка имеет жёсткую поверхность, которая хорошо вычёсывает загрязнения, а в слюне содержатся вещества, подавляющие размножение бактерий.

 Как ещё поддерживать чистоту, когда «под рукой» нет воды? К этой проблеме звери и птицы подошли изобретательно. Например, лори и лемуры расчёсывают шерсть и избавляются от паразитов с помощью специального «туалетного когтя». Чем вам не расчёска? Шиншиллы, тушканчики, белки принимают пылевые ванны – «сухие шампуни», которые эффективно очищают мех и регулируют секрецию сальных желёз. Кабаны, слоны, бегемоты предпочитают купаться в грязи, которая, прилипая к шкуре, покрывает её корочкой и тем самым защищает от укусов насекомых.

Если сухие шампуни и грязевые ванны – популярные средства красоты и в мире людей, то о «живых шампунях» вы, наверняка, ещё не слышали. Больше 250 видов птиц «купаются» в муравейнике или натирают свои перья муравьями, используя выделяемое насекомыми вещество для защиты от паразитов и инфекций. «Живыми шампунями» также пользуются кошачьи лемуры и панголины.

Человек XXI века встречает грязь во всеоружии. Как заботились о своей чистоте древние люди, лишённые антибактериального мыла, мочалки и шампуня? Выставка расскажет о том, как в течение многих веков менялись представления людей о гигиене, а в интерактивной зоне вы сможете определить по запаху и тактильно современных спутников чистоты. Каждый желающий, независимо от возраста, попробует свои силы в интеллектуальном и творческом конкурсе, разгадывании загадок, поиграет в настольные игры и с помощью мастеров сварит собственное неповторимое мыло (мастер-классы проходят по расписанию).




Государственный Дарвиновский музей

приглашает на выставку


Лемуры и лори


16 декабря 2017 – 4 марта 2018


Сифака Верро Propithecus verreauxi Сергей Волков (25)-2.jpg

 

Самых милых и самых дальних наших родственников-приматов покажут на выставке «Лемуры и лори» в Дарвиновском музее. Выставка познакомит с привычками большеглазых жителей тропиков и их далёких предков. Впервые в России выставляется одна из самых заметных антропологических находок последнего десятилетия – отпечаток ископаемого лемура Иды возрастом 47 млн лет, вокруг которого не утихают научные споры.

В 2006 году мир потрясла сенсация: «Найдено недостающее звено между обезьяной и человеком!» Окаменевший скелет примитивного примата Darwinius masillae нашли в Германии в 1983 году. Спустя двадцать с лишним лет находка попала в руки норвежских учёных, которые дали ей имя Ида, определили возраст – 47 миллионов лет, и установили, что доисторический примат, вопреки ожиданиям, не имеет никакого отношения к предкам человека. Ида – «переходное звено» между примитивными лемурами и более прогрессивными мартышками. В 2015 году норвежский учёный Йорн Хюрум передал в дар Дарвиновскому музею точную копию своей находки, и в рамках выставки она впервые будет показана в России. Удивительная сохранность образца позволяет разглядеть не только окаменевшие кости, но и отпечатки шерсти, ушей и даже окаменевшее содержимое желудка Иды. Современные графические реконструкции помогут представить, как выглядели тысячи и миллионы лет назад вымершие родственники лемуров: палеопропитек, адапис, нотарктус, мегаладапис.

Глядя в большие глаза и любуясь пушистыми остроносыми мордочками мокроносых приматов, хочется верить в близкое с ними родство. Однако и медлительные одиночки лори, и шустрые, компанейские лемуры – самые отдалённые из приматов родственники человека. Пять семейств населяют остров Мадагаскар, два оставшихся расселились по центральной и южной Африке и Юго-Восточной Азии. За миллионы лет эволюции они обзавелись не только гипнотическим взглядом, но и «щёткой» из зубов нижней челюсти, и «косметическим» когтем на указательном пальце ступни. Выставка расскажет, как отличить толстого лори от тонкого; почему долгопяты не могут вращать глазами; правда ли, что индри и сифаки поклоняются солнцу; почему руконожка вызывает суеверный ужас у местных жителей, и кто из мокроносых героев выставки получил прозвище «дитя кустов». Поближе рассмотреть этих зверьков и их родственников позволят фотографии путешественников Сергея Волкова, Олега Чернышёва, Павла Квартальнова, Наталии Михайловой.

Иллюстрации из научных сборников XVIII-XIX веков из фонда редкой книги музея продемонстрируют, как учёные прошлого представляли себе далёких жителей тропиков. Интерес и восхищение лемурами и лори с тех пор только возрос, и доказательство этому –  малая пластика, графика современных художников И.П. Маковеевой, М.Г. Островской, Е.А. Чижовой и классиков анималистики А.Н. Комарова и В.А. Ватагина.




Государственный Дарвиновский музей

приглашает на экологическую выставку

 

Северный путь/Nothern passage

шёлковые полотна американской художницы Лорен Хартман


30 декабря 2017 – 25 февраля 2018


lemire-straight-2.jpg

 

На выставке «Северный путь» представлены шёлковые полотна американской художницы Лорен Хартман, посвященные осмыслению места человека в Арктике. Вместе с сотрудниками Дарвиновского музея художница создала специальные тематические витрины – комментарии к основной экспозиции, которые стали творческим исследованием естественнонаучной коллекции музея.

Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного Ледовитого океана около  30 000 лет назад, но ещё в начале прошлого века сам человек был хрупок перед суровой стихией Заполярья. Резкое потепление дало возможность судам добраться в труднодоступные районы Арктики, возрос интерес к арктическому туризму. Интерес, за которым зачастую стоит заинтересованность ведущих мировых держав в природных ресурсах Заполярья.

Выставка американской художницы Лорен Хартман «Северный путь» посвящена осмыслению места человека в Арктике. Главный вопрос, который задаёт художница: «Имеют ли право люди ради извлечения прибыли влиять на исконную чистоту природы Заполярья?». Она использует вышивку, геральдические эмблемы обществ любителей путешествий в качестве средств художественного самовыражения.

Полотно художницы – шёлк, который выступает в роли нетронутой природы Арктики, которую «человек протыкает иглой». Игла – это образ вмешательства и воздействия на экосистему.

С помощью иглы, нити и шёлка Лорен Хартман создает новую реальность арктической территории, где человек и техника стали уже привычными элементами северного пейзажа. Как реагировать на дальнейшую экспансию людей в необжитые и суровые снежные края? Как будет взаимодействовать цивилизация с нетронутым миром?

Раннее выставка была представлена в Государственном музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, где включала в себя материалы из архивов Музея Арктики. Выставка «Северный путь» уникальна тем, что её выставочная экспозиция меняется в зависимости от Музея, в котором она проходит.

Кураторы: Екатерина Гусева, Арсений Жиляев

Адрес музея: ул. Вавилова, д. 57 (ст. м. «Академическая»).

Для СМИ – 8(499)132-02-02 pr@darwinmuseum.ru (Елена Баранова, Татьяна Коровкина)

 

О художнице:

Лорен Хартман – художница, педагог и общественный деятель, живёт и работает в Оакленде, штат Калифорния, США. В рамках художественной практики исследует взаимодействие человека с морской стихией. Автор многих художественных проектов, посвященных проблемам водных акваторий как пространств, объединяющих государства, основная цель которых привлечение внимания к глобальным проблемам Мирового океана. Создавая свои художественные проекты, Лорен стремится создать открытый диалог, связанный с явлениями природы и событиями, которые оказывают на них влияние.

 

Кураторы проекта: 

Екатерина Гусева – куратор, критик, живёт и работает в Москве. В 2015 являлась ассистентом куратора параллельной программы 13-го фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», организованным Фондом PRO ARTE в Санкт-Петербурге. В 2016 году курировала выставку «Немотивированный отказ» в фонде «PRO ARTE» в Санкт-Петербурге. В прошлом колумнист раздела искусств интернет-издания «Бинокль», публикуется в «Художественном журнале». Окончила СпбГУ и получила степень магистра по совместной программе Смольный –Бард «Кураторские исследования».

Арсений Жиляев – художник, куратор, живёт и работает в Москве. Является автором многочисленных проектов, посвящённых русскому космизму и осмыслению музея в качестве медиума. В 2015 году в качестве редактора выпустил антологию Авангардная Музеология (e-flux, V-a-c Press и Minnesota Press). Публикуется в журнале «Искусствознание», «Художественный журнал», e-flux Journal, Colta.ru, других изданиях. Лауреат российский премий в области современного искусства «Инновация» и «Соратник».




Государственный Дарвиновский музей

Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского

Государственный театральный музей им. А.А.Бахрушина

Свадебный салон «To be Bride»

открывают проект


Чёрное/Белое: парадоксальные цвета


9 декабря – 25 февраля


12c.jpg

 

Проект «Чёрное/Белое: парадоксальные цвета» рассказывает о значении белого, чёрного и чёрно-белого цветов в природе и культуре человека – от законов оптики до капризов моды. В рамках проекта откроется выставка Сергея Яралова «Два цвета. Монохромная диалектика», которая представляет чёрное и белое в разных жанрах: декоративное искусство, инсталляции, объекты, графика, живопись, фотография.

«В черном цвете есть все. И в белом тоже. Их красота абсолютна. Это идеальная гармония», – говорила Коко Шанель. Что представляют собой чёрное и белое с точки зрения оптики? О связи цвета и света рассказывает физический раздел выставки, где посетители изучат модель «абсолютно черного тела», проведут опыт по смешению цветов и полюбуются завораживающей структурой снежинок.

Отдельно выставка рассматривает чёрное и белое как результат химических соединений. Вы узнаете, из чего сложены скалы Дувра и пещеры Шампани; почему бывают белые и чёрные кораллы; как образуются мрамор и перламутр, фарфор и фаянс; что такое вулканическое стекло и чёрный янтарь. Любителям минералов придутся по душе чёрные, белые и чёрно-белые образцы из коллекции Геологического музея им. В.И. Вернадского, а эстетов порадуют изящные мраморные и фарфоровые анималистические скульптуры из фондов Дарвиновского музея.

Особое внимание выставка уделяет чёрной, белой и чёрно-белой фауне. Какие животные всю жизнь носят «траурный» или «свадебный» наряды, а какие облачаются в них временно? На выставке показана лучшая часть уникальной коллекции аномально окрашенных животных, которая дополнена интересными фактами о чёрных и белых четвероногих обитателях планеты. Вы узнаете, как правильно было бы назвать картину Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»; в какой стране белкам-альбиносам уступают дорогу; почему пантеры чаще всего встречаются на острове Ява, а чёрные волки – в лесах Северной Америки. Домашние «белоснежки», «чернушки» и «пеструшки» представлены разнообразными породами кур и голубей, норок и морских свинок, кошек и собак монохромной окраски.

В цветочном разделе «Чёрное/Белое» вы узнаете, зачем нужна белая окраска цветам и как их видят пчёлы; какие на самом деле чёрные плоды, и в какое время года на берегу Евфрата растут чёрные розы; сколько стоит чёрный тюльпан, и какие имена бывают у чёрных ирисов.

С древних времён чёрный и белый цвета играют важную роль в человеческой культуре и моде. Модный раздел «Чёрное/Белое» расскажет, что носили древнеримские чиновники и багдадские халифы; когда появились белое свадебное платье и медицинский халат; за что были побиты монахи-кармелиты, и какая одежда запрещена у телеведущих; во что любила наряжаться первая жена Наполеона Жозефина де Богарне и голливудские дивы 1950-ых. Уникальные наряды предоставили для выставки Театральный музей имени А.А. Бахрушина и Свадебный салон «To be Bride».  

В рамках проекта откроется выставка фотохудожника Сергея Яралова «Два цвета. Монохромная диалектика», которая представит около ста чёрных, белых и чёрно-белых работ, созданных за последние 25 лет и объединенных отношением к Цвету.




Государственный Дарвиновский музей

приглашает на выставку


Три истории Додо

к 185-летию английского писателя Льюиса Кэрролла


19 декабря – 27 января


-Alice-in-Wonderland-Alice-and-the-Dodo.jpg

 

К юбилею Льюиса Кэрролла в Дарвиновском музее покажут знаменитую птицу Додо из Cтраны Чудес. Дронту, легендарной вымершей птице, будет посвящена выставка «Три истории Додо». Звезда экспозиции – единственный в России полный скелет дронта, который предстанет перед публикой впервые за последние 6 лет.

В этом году мир отмечает 185-летие со дня рождения Льюиса Кэрролла. Вместе с героями книги «Алиса в Стране Чудес» Кэрролл увековечил и птицу Додо — собственный карикатурный портрет. Говорят, что когда Чарльз Лютвидж Доджсон (настоящее имя писателя) заикался, он произносил свою фамилию так: «До-До-Доджсон», и в шутку назвал себя птицей Додо.

А тем временем, Додо – не просто сказочный персонаж, а настоящая птица дронт, некогда обитавшая на островах Маврикий и Родригес в Индийском океане. Дронты не имели естественных врагов, были упитанны, очень доверчивы, не умели летать и быстро бегать, а потому в XVII веке стали легкой добычей моряков и завезённых людьми домашних животных. Спустя сто лет после первого знакомства с людьми птицы были полностью истреблены, а к XIX веку их успели позабыть и даже считали мифом. В начале XX века дронт стал олицетворением человеческой жестокости и диковинной редкостью, объектом вожделения для любого естественно-научного музея.

До наших дней в различных музеях сохранилось всего 15 прижизненных рисунков дронта, около двух десятков скелетов, сотня отдельных косточек и обломков, мумифицированная голова и лапа. В коллекции Дарвиновского музея хранится единственный в России полный скелет дронта, который будет показан посетителям выставки «Три истории Додо» впервые за последние 6 лет.

Со скелетом Додо связана настоящая детективная история, ведь больше полувека он пролежал в «разобранном» состоянии, в 6 коробках, в сейфе главного хранителя Дарвиновского музея. Перебирая архивы, просматривая стеклянные негативы и вырезки старых газет, удалось обнаружить «улики», по которым в итоге дронта идентифицировали и собрали. Также сотрудники нашли подлинную подставку от дронта 1919 года с названием знаменитой в те времена парижской таксидермической фирмы D'Emile Deyrolle. Результат кропотливой реставрации редкого экспоната, его загадочная история и даже карта перемещений от болота острова Маврикий до здания Дарвиновского музея будут представлены на выставке.

Здесь также будут показаны копии рисунков дронта из судового журнала голландского корабля «Гельдерланд» (1602 г.), из пражской коллекции императора Рудольфа II (1610 г.), наиболее популярное изображение Додо британского орнитолога Дж.Эдвардса (1626 г.) и, вероятно, наиболее точное изображение Додо на картине индийского художника Мансура (около 1610-1625 гг). Сравнив эти работы, можно судить, насколько разнится облик дронта в работах художников, являвшихся по сути «современниками» птицы. Остается лишь гадать, как выглядел дронт на самом деле…

Выставка покажет заодно и других животных — персонажей Льюиса Кэрролла. Мартовский заяц, черепаха Квази, Грифон, Соня предстанут перед посетителями как с биологической стороны, так и со сказочной – в рисунках художников-иллюстраторов «Алисы в стране чудес» 1907-1999 годов. 



Государственный Дарвиновский музей

приглашает на фотовыставку Марины СМРИГА


Под управлением любви

к Всероссийскому дню матери

 

21 ноября 2017  – 21 января 2018


_H0H0355.jpg 


Марина Смрига – приверженец классической школы фотографии. За её плечами – более 30 лет работы, сотни запечатленных образов и тысячи отснятых кадров.

Выставка «Под управлением любви» посвящена Всероссийскому дню матери. Это фоторассказ о любви, о семейных ценностях, об отношениях между близкими людьми. Своими работами Марина Смрига повествует о том, как важно в семье любить и быть любимыми, чувствовать тепло и поддержку родных людей и вместе создавать историю своей семьи.

 «Тема женского и детского портрета всегда была мне интересна и близка. А с рождением моих любимых внучек стала приоритетной. Нежность и искренность детских улыбок, радость материнства и гордость отцовства – вот те сюжеты, которые радуют и волнуют меня и приводят в восторг моих заказчиков», - признаётся фотограф.

На выставке будет представлено около 50 фоторабот в портретном жанре, выполненных, в основном, в черно-белом формате. Подобная моногамма выбрана не случайно. Для фотографа это возможность полнее выразить характер модели, а для зрителя – не отвлекаясь на яркие цвета, уловить самую суть фотографии и глубже ощутить запечатленные на снимках эмоции.



Зоология созвездий

Звёздное небо с точки зрения зоологии

18 ноября 2017 — 18 февраля 2018


жирафверблюд.jpg


Выставка позволяет взглянуть на звёздное небо с точки зрения зоологии и поближе познакомиться с животными, чьи имена носят созвездия. Какое насекомое единственным удостоилось звёздного статуса? Какое животное из созвездий – альбинос? Почему у звёздных медведей длинные хвосты? Для поиска ответов воспользуйтесь карманным путеводителем по звёздным экспонатам, а после путешествия по ночному небу отдохните на мягких пуфах, послушайте космическую музыку и полюбуйтесь на звёзды.

Звёздное небо с незапамятных времен притягивало к себе взоры людей. Звёзды служили ориентирами кочевым племенам. По звёздам земледельцы определяли время полевых работ.

Чтобы запомнить расположение звёзд на небе, наши предки  объединяли их в фигуры – созвездия – и давали им имена. Звери и охотники, герои и боги, кентавры и драконы заполнили небесный свод. Названия созвездий отличались у разных народов и менялись со временем.

Археологи и астрономы выяснили, что наиболее древние астеризмы человек выделил на небе ещё на заре цивилизации в каменном веке, более 15 тысячелетий назад, и что они ассоциировались с культовыми животными. Древние греки связывали созвездия с героями своей мифологии. Некоторые мифы даже повествуют о том, как тот или иной персонаж был обращён богами в звезду или в созвездие. Так на небе появились гидра и рак, орел, змея и другие животные из мифов и легенд.

На карте звёздного неба Южного полушария почти нет мифологических названий, ведь большинство созвездий Южного полушария были недоступны для наблюдения астрономам античности, зато его населяют животные, поразившие мореплавателей эпохи Великих географических открытий:  летучая рыба, морская змея, тукан, райская птица и др.

Почти половина из 88 современных созвездий  названа в честь животных. Экспонаты из коллекции Дарвиновского музея позволят взглянуть на звёздное небо с точки зрения зоологии и поближе познакомиться с животными, чьи имена носят созвездия.

На выставке вы увидите уникальные произведения искусства, редкие книги, шедевры мастеров-таксидермистов. Некоторые предметы будут демонстрироваться впервые.



18.jpg




Государственный Дарвиновский музей основан в 1907 году молодым профессором Московских Высших Женских курсов (ныне Московский Педагогический государственный университет) А.Ф. Котсом. Идея создать в России первый музей биологической эволюции возникла у ученого еще в студенческие годы, после путешествия по музеям Европы. 

По замыслу Котса новый храм науки должен был объединить в себе теоретические знания и их наглядное подтверждение. Первые экспонаты он покупал на собственные деньги. В 1911 году Александр Федорович связал свою судьбу с Надеждой Николаевной Ладыгиной, которая стала его единомышленницей, верной помощницей и соосновательницей музея, а впоследствии – всемирно известным зоопсихологом. На последние средства (в том числе и на приданое супруги) молодая семья скупала чучела редких зверей, птиц... Теперь, спустя столетие, благодаря стараниям основателей и последующих поколений музейных работников, Дарвиновский музей располагает богатейшими фондами и, в частности, крупнейшей в мире коллекцией абберантов - птиц и зверей, окраска которых имеет отклонения от типичной для данного вида. Здесь хранятся такие раритеты, как скелет вымершей в конце XVII века нелетающей птицы дронт, чучела бескрылой гагарки, странствующих голубей, разноклювой гуйи. 

В 1995 году Государственный Дарвиновский музей впервые обрел собственное здание - на улице Вавилова, 57. В 2007 году рядом с основным корпусом был возведен просторный выставочный комплекс, выполняющий также функцию вместительного фондохранилища. 

Сегодня Дарвиновский музей принимает свыше 500 000 посетителей и более 2500 экскурсий ежегодно, в его фондах хранится более 350 000 ценных свидетельств естественной истории и произведений искусства. Экспозиция музея занимает три этажа общей площадью 5000 кв. метров, она рассказывает о происхождении, развитии и многообразии жизни на Земле, об эволюции поведения животных и их расселении на нашей планете, о происхождении человека и эволюции его взаимоотношений с природой. 

Помимо традиционных экскурсий, гости Дарвиновского музея могут получить информацию о заинтересовавших их объектах экспозиции с помощью смартфонов. Для этого достаточно «считать» матричный код (отсканировать и распознать в программе QR-код), размещенный на сайте, информационном щите, витринах музея или полиграфической продукции. 

В музее созданы комфортные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья: оба здания оборудованы пандусами, лифтами, подъемником, есть и зоны отдыха. 

Дарвиновский музей очень интересен детям, которых увлекают интерактивные занятия: маленькие посетители могут нарисовать здесь картину из песка, посмотреть 3D-фильм о морских динозаврах, узнать свой вес на других планетах или оценить его в нестандартных единицах — в мышках или медведях. 

К услугам школьников - мультимедийные комплексы и программы: «Особо охраняемые природные территории города Москвы», «Заповедники России», мультимедийный информационный Центр «ЭкоМосква» и другие. В сентябре 2014 года откроется новый интерактивный образовательный центр «Познай себя - познай мир», оснащенный новейшими технологиями. 


Музей работает с 10:00 до 18:00   кроме понедельника и последней пятницы месяца 

Выставочный комплекс по четвергам работает с 13:00 до 21:00 (касса работает до 20:00) 

Интерактивный центр «Познай себя — познай мир» по четвергам работает до 20:00 

третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный! 

согласно приказу Департамента культуры города Москвы №16 от 13 января 2017 

Стоимость входных билетов: 

Билеты в музей вы можете приобрести в кассах музея (до 17:30) за наличный расчет или в уличном терминале по карточкам. 

Музей: 

взрослый — 400 руб. 

льготный* — 100 руб. 

дошкольники (дети до 7 лет) — бесплатно. 

Выставочные залы: 

взрослый — 150 руб. 

льготный* — 50 руб. 

дошкольники (дети до 7 лет) — бесплатно. 

Стоимость входного билета в интерактивную мультимедийную экспозицию «Пройди путем эволюции» 

при наличии входного билета в выставочный комплекс 

взрослый — 70 руб.

льготный* — 30 руб. 

дошкольники (дети до 7 лет) — бесплатно. 

Стоимость входного билета в интерактивный образовательный центр «Познай себя — познай мир» 

при наличии входного билета в музей 

взрослый — 90 руб./120 руб. (вых., каникулы и праздники) 

льготный* — 60 руб./80 руб. (вых., каникулы и праздники) 

дошкольники (дети до 7 лет) — 20 руб. 

* Льгота предоставляется студентам вузов очной формы обучения, обладателям карты ISIC, школьникам, многодетным родителям и пенсионерам. 

Право на бесплатное посещение имеют: дошкольники, дети-сироты, дети-инвалиды, ветераны ВОВ и боевых действий, инвалиды I и II, солдаты и матросы срочной службы, сотрудники музеев, депутаты Московской городской Думы. 

Инвалиды I и II групп обслуживаются вне очереди 

(Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. №1157) 

Любительская фотосъемка — бесплатно. 

Профессиональная съемка проводится только по согласованию с администрацией 


Как добраться: 

Пешком: от метро «Академическая» 10–15 минут по левой стороне улицы Дмитрия Ульянова в сторону Ленинского проспекта до улицы Вавилова.
от метро «Университет» на трамваях 14 и 39 до остановки «Дарвиновский музей» 

На машине: въезд на парковку со стороны улицы Вавилова 

Телефон: +7 (499) 134-6124 

Заказ программы «День рождения в ГДМ»: (499) 724-1964, (499) 783-2257 

Экскурсионное бюро: +7 (499) 132-1047

Автоответчик: +7 (499) 783-2253 

Факс: +7 (499) 783-2254 

E-mail: info@darwinmuseum.ru 

Контактная информация:

Адрес:Москва ул.Вавилова, д. 57 (ст.м. "Академическая")
  
Телефоны:+7 (499) 783-22-53 (автоответчик)
+7 (499) 134-61-24 (экскурсбюро)

загрузка карты...