Болезнь, которой нет

a:2:{s:4:"TEXT";s:338:"Минимальная мозговая дисфункция – едва ли не самый любимый диагноз множества наших не самых квалифицированных докторов. А ведь речь идёт всего лишь об очередном мифе детской неврологии, болезни, которой на самом деле не существует. Тем не менее наберите в поиске интернета фразу «ММД у детей» – найдётся от 25 до 42 тысяч страниц-ответов!";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Тут и популярная литература, и строгие научные статьи, а сколько страшной статистики! Минимальные мозговые дисфункции представляют собой наиболее распространённую форму нервно-психических нарушений у детей. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота встречаемости ММД среди малышей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20%, а, по некоторым данным, доходит до 45%». Большими «успехами» и процентами может похвастаться только вегето-сосудистая дистония!
Каким же образом ставят этот великий и ужасный, удобный и привычный диагноз – «минимальная мозговая дисфункция»? Давайте попытаемся вспомнить некоторые моменты жизни вашего ребёнка и ответим на несколько вопросов.
• Может быть, на первом году жизни малыш доставляет немало хлопот и наблюдается у невролога с диагнозом «перинатальная энцефалопатия»? Много плачет и срыгивает, плохо спит, реагирует на погоду, чуть отстаёт в темпах психоречевого и двигательного развития?
• Возможно, у него необычная форма головы или она явно больше (меньше), чем у сверстников? Несимметричное лицо, разные уши, цвет глаз?
• Он часто болеет острыми респираторными заболеваниями и склонен к аллергиям, у него всегда заложен нос и бывают носовые кровотечения?
• У ребёнка проблемы со зрением, метеозависимость, бывают головокружения, запоры, боли в животе, ногах или голове?
• Делал первые шаги на цыпочках, косолапил, возможно, у него плоскостопие, сутулость или сколиоз?
• Он похож на «электровеник», постоянно в движении, не может сидеть спокойно даже минуту, невнимателен и рассеян?
• Или наоборот? Возможно, удачным будет сравнение его поведения с черепахой? Ребёнок неприметный и тихий, послушный и согласный всегда во всём, крайне медленно соображающий?
Если вы уже обращались к неврологу с такими или похожими жалобами, то просто физически не могли уйти из кабинета врача без длинного списка таблеток и любимого диагноза – «минимальная мозговая дисфункция». Тем не менее, не могут же эти слова быть чем-то вроде кабалистических знаков, должны же они означать хоть что-то конкретное.
Давайте проведём небольшой экскурс в историю неврологии. Лёгкое расстройство поведения детей, которое выражается в импульсивности, двигательной расторможенности и невнимательности, специалисты начали обозначать термином «минимальная мозговая дисфункция» в середине XX века. Но этот диагноз практически сразу же устарел. Он совершенно не раскрывал сути проблемы, и в переводе на понятный язык означал только одно: в работе головного мозга где-то и что-то слегка нарушено. Представляю выражение вашего лица, если в автосервисе после тщательного осмотра любимого автомобиля на законный вопрос: «Так что с машиной?» вы получаете глубокомысленный ответ от механика, убедительно размахивающего распечатками компьютерной диагностики: «Мы полностью разобрались! Похоже, у вас что-то, где-то и как-то не совсем так, как хотелось бы».
В Советском Союзе этот удобно-замечательный диагноз распространился в детской неврологии и педиатрии в 60-х годах прошлого века, так как позволял без особого умственного напряжения манипулировать клиническими сведениями и обозначать практически любые, настоящие или мнимые, нарушения детского поведения. С лёгкой руки отечественных неврологов «ММД» быстро превратился в большую городскую свалку, на которой можно было найти практически все: от варианта нормы до специфических расстройств развития учебных навыков и моторной функции. Как ни парадоксально, но эта свалка не только сохранилась до наших просвещённых времён, но даже увеличила свои размеры. На коварный родительский вопрос о причинах заболевания следует изящный ответ: виновата перинатальная энцефалопатия! Особо въедливые родители получают, в качестве «последней пули», данные инструментальных исследований с таинственными научными графиками и цифрами. Устаревшие и неинформативные эхоэнцефалогpaфия (ЭХО-ЭГ) и реоэнцефалогpaфия (РЭГ), современные, но ненужные в данном случае электроэнцефалография (ЭЭГ) и транскраниальная допплерография (ТКДГ), служат неопровержимыми доказательствами правильности поставленного диагноза.
Но самое неприятное даже не это. Диагноз ММД почти всегда автоматически приводит к назначению горстей бесполезных, а иногда и просто вредных медикаментов. Сначала такие назначения производились исключительно с благородной лечебной целью, но сегодня далеко не последнюю роль в этом «процессе» играет агрессивная политика фармацевтических компаний. Многие мамы школьников начинают свой рассказ в моем кабинете с гордого заявления: «У нас ММД! И мы активно лечимся…»
Внимание! Во всём мире ещё в 1968 году детские неврологи и психиатры отказались от неудачного диагноза ММД, заменив его во второй редакции американской классификации психиатрических болезней (DSM-II) на термин «гиперкинетическая реакция детства». Окончательное превращение ММД в синдром дефицита внимания и гиперактивности произошло в 1994 году в четвёртой редакции американской классификации психиатрических болезней (DSM-IY).
Я понимаю, что эта информация родителей не успокоит. Пусть ММД – устаревший термин, но что делать с многочисленными нарушениями поведения малышей, которые напрямую отражаются на их здоровье? Неужели это норма? Нет, конечно! Возможно, вы действительно столкнулись с проблемой, но её ни в коем случае нельзя прятать в «чулан» ММД. Начинайте лечение не с килограммов таблеток и инструментальных обследований, а с грамотной консультации детского психолога и логопеда. И только после этого идите к неврологу, который определит порядок ваших дальнейших действий.

Сергей Зайцев
детский невролог
кандидат медицинских наук



Назад в раздел