Первый год от первого лица

a:2:{s:4:"TEXT";s:287:"Вашему грудничку наконец исполнилось четыре месяца. Но родителям по-прежнему очень сложно понять, что чувствует и чего хочет малыш. Детский невролог, кандидат медицинских наук Сергей ЗАЙЦЕВ поможет мамам и папам разобраться в том, чем живёт и как воспринимает мир ребёнок этого возраста.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Главный человек

Я стал страшно любопытный, мне интересно всё-всё. Легко узнаю маму, внимательно и выжидающе смотрю на знакомого человека и огорчаюсь, когда он уходит. При виде незнакомого взрослого моё оживление пропадает, движения тормозятся, я хмурюсь и могу заплакать. Прекрасно различаю голоса: к незнакомому – прислушиваюсь, ищу говорящего глазами. На голос знакомого взрослого поворачиваюсь, улыбаюсь. Конечно, лучшие звуки для меня – это голос мамы! Максимальное удовольствие мне доставляют её общество и ласки, у неё на руках я чувствую себя счастливым.
До трёх месяцев я немного боялся вступать в контакты с другими людьми, а теперь первый протягиваю руки знакомому человеку и всегда огорчаюсь, если мои попытки игнорируют. Замечательно, что внимательная мама никогда не оставляет без ответа эти порывы! Любые её действия (кормление, купание, переодевание) сопровождаются улыбкой и зрительным контактом «глаза в глаза». Смысл нашего общения – не только передача душевного тепла, но и обмен информацией.

Будни роста

Мои эмоции необычайно ярки и подвижны, часто и легко возникает комплекс оживления. Я не сижу без дела и постоянно чем-то занят: рассматриваю и хватаю игрушки, умею подолгу гулить и повторять за взрослыми разные звуки. И рассмешить меня совсем несложно: маме достаточно дотронуться своим лицом до моего животика, подуть и «побубнить» в него, или пощекотать грудку, – и я буду заливаться весёлым смехом.
Звуки, которые я издаю при попытке дотянуться до игрушки, конечно же, очень отличаются от того, как я выражаю своё недовольство, или радость, или стремление общаться. Мама прекрасно знает все эти призывы и никогда не оставляет их без ответа!
Наверно, неплохое говорение я уже освоил: длительно, нараспев произношу гласные звуки (в одиночестве, при виде взрослого, игрушки или в процессе общения). В конце пятого-шестого месяца появляются первые попытки произнести какой-либо один слог («ба», «ма»).
Вообще, я многому научился за это время. Сразу после того, как меня положат на живот рядом с игрушкой, я выпрямляю руки, высоко поднимаю голову и верхнюю часть туловища, лежу, опираясь на ладони выпрямленных рук. Внимательно наблюдаю за игрушкой, поворачиваю голову и туловище, ложусь на бок и переворачиваюсь на живот. А также пытаюсь достать слонёнка или мышку, подползая вперед, подтягиваясь на руках, двигаясь вбок, переставляя руки, или назад. Я внимательно смотрю на игрушку, протягиваю к ней руки, ощупываю, рассматриваю и беру, находясь в любом положении, умею держать, толкать, кидать её, следить за ней взглядом.
Раньше я хватал всё, что мне интересно, всей кистью (как обезьянки), но мама научила меня делать это правильно, противопоставляя большой палец остальным четырём. А когда я ещё подрос, то научился брать мелкие вещи указательным и большим пальчиками (пинцетный захват). Кроме того, я обожаю, когда меня в вертикальном или горизонтальном положении быстро поднимают вверх и крутят вокруг своей оси, а затем прижимают к себе или опускают вниз, разрешая при этом иногда упираться ножками в пол. Здорово!..
Похоже, я немного устал, и у меня закружилась голова. Мама берёт меня на руки – настроение прекрасное, но хочется кушать. Я уже хорошо ем овощное пюре и кашу. Мама берёт ложечку с кашей и терпеливо ждет, когда я сам открою рот в ожидании очередной порции. Она никогда не пытается запихнуть в меня еду! Естественно, во время трапезы мне очень нужно залезть в тарелку и попробовать пюре руками. Я сразу становлюсь похожим на овощного монстра, но мама не сердится – она у меня современная. Кроме того, это развивает зрительно-двигательную координацию.
В середине обеда захотелось пообщаться с мамой, но она этого не поняла и продолжала меня кормить – настроение сразу испортилось. Мама, не забывай: моё желание общаться важней всего на свете! А когда бабушка кормит меня вместо мамы, она всё время пытается хитростью втиснуть в ребёнка «положенный кусок». Но граница на замке, враг не пройдёт! Я изящно и легко выплёвываю всё ненужное. Однако мамина мама настойчива, и с настырной бабушкой помогает справиться мой фирменный прием: в момент запихивания очередной ложки я театрально давлюсь и стремительно срыгиваю всё то, что она в меня затолкала. Бабушка безумно недовольна – её одежду, меня, проходившую мимо кошку, да и всю кухню теперь придется отмывать от продуктов тонкой химической технологии, которые гордо называются баночным пюре. Испытывает чувство глубокого удовлетворения только наш пёсик, который с удовольствием поглощает остатки пюре. Ну как же мне всех убедить: похудение мне не грозит, вот проголодаюсь, как следует, тогда и порадую бабулю!

Зовите доктора!

Похоже, у меня проблема – отчаянно чешутся ручки и ножки. Это просто невыносимо, я проснулся от страшного зуда и стал капризничать. Мама начала искать причины моего беспокойства и увидела красные пятнышки на теле. Тревога, свистать всех наверх! В доме паника, которая меня расстроила гораздо больше, чем какие-то пятнышки, и я завопил с новой силой. Хорошо, что быстро приехал мой друг, доктор, который всех успокоил. Оказывается, я съел что-то не то на обед и у меня обыкновенная пищевая аллергия. Доктор прописал строгую диету и какие-то горькие таблетки, а маме хотел назначить успокоительное, но она обещала больше не паниковать.
К вечеру все мои неприятности закончились, и появились новые интересные игрушки, которые придумала мама. Это разноцветные мешочки разной формы из вафельного и махрового полотенца (фланели, плюша, шёлка), которые наполнены рисом, манкой, бобами, горохом, ватой. Каждый мешочек пахнет приятно, по-разному: мятой, валерианой, лавандой, душицей, корицей. Мне очень нравится их ощупывать и брать в рот, занятно трясти мешочки – все они шумят неодинаково.

Игра – дело серьёзное 

Над кроваткой папа иногда натягивает верёвочку, на которой привязаны предметы, имеющие разные формы, цвета и поверхности (тряпочки и мешочки, детали от конструктора, кусок клеёнки, набор разных пуговиц). К сожалению, их нельзя оторвать и проглотить, но зато я могу хватать эти игрушки и даже греметь некоторыми из них. Также мне очень нравится комкать бумагу и шуршать клеёнкой, жалко, что мама не разрешает их жевать. Зато в кроватке всегда есть несколько разных пищащих игрушек, которые можно брать в рот, а когда они надоедают, мама меняет их на новые.
Мама часто зовёт меня по имени и очень хочет, чтобы я как можно быстрей начал говорить. Поэтому любые свои действия сопровождает словами: когда кормит – «Открой ротик», одевает – «Давай ручку», играет – «Возьми мишку». Слова мамы разные по интонации и всегда сочетаются с жестами и определённым выражением лица. И мне кажется, что с каждым днём я понимаю речь всё лучше. Когда пою песенки и разговариваю сам с собой, мама всегда присоединяется ко мне. Она наклоняется и с улыбкой начинает повторять звуки (меняется интонация и мимика), которые я только что произнёс, потом ждёт моего ответа, и я отвечаю! Мама постоянно, в любой ситуации готова общаться со мной. Вот почему у меня никогда не пропадает желание гулить, а скоро я научусь говорить по-настоящему. Часто к нашему общению присоединяется папа, бабушка и старший брат: все они произносят по очереди один и тот же звук, (например, длинный гласный «о»). И хотя каждый повторяет звук по-разному, я постепенно понимаю, что это тот же самый звук.
Папа играет со мной и в более серьёзные игры: учит работать двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку, потому что в возрасте 4–6 месяцев нужно научиться совершать целенаправленные движения рук (координация в системе глаз–рука). Я держу кольцо одной рукой, папа мне даёт погремушку в другую, а затем предлагает пульт от телевизора. Что же делать? Пульт мне крайне необходим, но и другие игрушки не хочется выпускать. Тогда я перекладываю погремушку в руку с кольцом и легко беру пульт. Конечно, это всё получается не так легко и быстро, но я стараюсь, и... Победа! Ой, вдруг включился телевизор. Папа объясняет и показывает мне, в чём дело, и уже через несколько дней я нажимаю на кнопочки пульта и включаю телевизор сам (если разрешают).
Да что там – почти каждую неделю у меня появляются новые навыки и умения. При виде груди мамы или бутылочки я тянусь руками и захватываю их, во время кормления – руки на бутылочке, умею есть с ложки полугустую и густую пищу – раскрываю рот, когда ложка коснется губ, или раньше, снимаю пищу губами. А ещё я могу выпить из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи!

Сергей Зайцев
детский невролог
кандидат медицинских наук



Назад в раздел